моряки
Несмотря на продолжающийся кризис со сменой экипажей торгового флота, украинские моряки остаются одними из самых востребованных специалистов в сфере морских грузоперевозок. USM узнал, какую зарплату сейчас предлагают морским офицерам за работу в иностранных судоходных компаниях одесские крюинговые агентства. 

Зарплаты, как и во всем мире, зависят от квалификации специалиста, типа и размера судна, на которое нанимается моряк. Данные взяты из открытых предложений на сайтах крюингов и специализированных тeлeгрaм-каналах в июне 2021 года (по данным за 1 — 15 июня) с указанием заработной платы и бонусов.

Зарплаты капитанов

Самую большую зарплату в июне предлагают капитану LPG-танкера (танкера для перевозки сжиженного нефтяного газа). Немецкая компания набирает капитанов на четыре новых танкера дедвейтом 4000 тонн, с контрактом в 4 месяца и работой в смешанном европейском экипаже. Заработная плата — 14,5 тыс. долларов в месяц, включая бонусы.

Рядом — вакансия капитана на очень большой нефтяной танкер (VLCC) дедвейтом почти 300 тыс. тонн южнокорейской постройки 2011 года. Компания сингапурская, экипаж смешанный, контракт 4 месяца. “Вилка” по зарплате — 12 650-14 650 USD в месяц.

Наиболее низкая зарплата капитана среди июньских предложений одесских крюингов — 4 300 евро в месяц на сухогрузе дедвейтом 3300 тонн. Контракт также четырехмесячный.

При этом на балкерах (самые многочисленные вакансии) капитанам предлагают по 8 500 — 9 000 долларов в месяц.

Старшие механики

Безусловный лидер по зарплате среди вакансий от крюинговых контор Одессы в июне — должность стармеха на большой газовоз (LNG) c зарплатой в 20,5 тыс. долларов в месяц и контрактом продолжительностью 3 месяца.

Наиболее низкая из предложенных зарплат для старшего механика — 4 000 долларов на небольшом сухогрузе 1990 года постройки. Судно ходит под флагом Либерии. Продолжительность контракта при этом — от двух до трех месяцев.

Старший помощник капитана

Самая заманчивая по зарплате для старпома вакансия — 12 300 долларов в месяц + бонусы на LPG-танкере 2018 года постройки. Однако опыт работы в этой должности на большом судне по перевозке сжиженного нефтяного газа является обязательным.

9 600 — 12 600 в месяц (в зависимости от опыта работы и предыдущей должности, не ниже второго помощника) предлагают старшим помощникам капитана на больших танкерах типа Aframax дедвейтом более 100 тыс. тонн и танкерах типа LR1. Контракт на 4 месяца с возможностью дальнейшего трудоустройства у этого же судовладельца.

Самая низкая из предложенных зарплат старпома в июне — 2 500 долларов с шестимесячным контрактом на сухогрузе дедвейтом 8000 тонн. Район плавания и год постройки парохода не сообщается, но очень похоже, что трудиться придется на старом судне.

Помощники капитана

Помощникам капитана рангом пониже старпома платят, естественно, меньше. Но размер денежной компенсации также зависит от опыта офицера и типа судна.

Среди наиболее выгодных по зарплате предложений — второй помощник на оффшорной буровой платформе в Северной Европе с зарплатой 400 евро в день “чистыми” и графиком работы 3 через 3 недели. То есть за 21 день можно получить 8 400 евро.

На втором месте зарплата в 5 тыс. долларов на танкере-химовозе с русскоязычным экипажем и продолжительностью контракта 5 месяцев.

Второй помощник капитана может претендовать на зарплату от 1 200 долларов в месяц. Это самая низкая цифра, предложенная крюингами. Работать придется на судне (1979 года постройки) турецкой компании под флагом Панамы, в украинском экипаже. Район плавания — Черное и Азовское моря. Зарплату обещают платить регулярно, а контракт нужно заключить на полгода. Вакансия подходит для старта в должности второго помощника.

Самую высокую зарплату третьему помощнику капитана также предлагают на танкере-химовозе. Платят 4 000 долларов за месяц, есть варианты работы как с опытом, так и на старте в этой позиции, в смешанном и русскоязычном экипаже, с контрактами 5 +/- 1 месяц.

Меньше всего — 1 200 долларов в месяц — предложили третьему помощнику на сормовском сухогрузе “река-море” 1979 года постройки, в украинском экипаже, но с турецким судовладельцем и панамским флагом. Ходить дальше Черного моря не придется.

Механики

Самые большие суммы зарплат вторых механиков — до 11 700 долларов в месяц — на LPG-танкерах и газовозах. Плюс бонусы в зависимости от региона работы судна. Но нужен опыт на такой позиции, как минимум, 12 месяцев.

Второму механику на оффшорном земснаряде в Европе обещают 320 евро в день, со сменами 6 через 6 недель.

Второй механик может рассчитывать и на зарплату 2 750 долларов в месяц на небольшом контейнеровозе эстонской компании, но под флагом Мальты. Экипаж при этом состоит из граждан Украины, контракт — 4 месяца. Это самая низкая из предложенных одесскими крюингами зарплат в июне.

Самая высокая зарплата третьего механика в открытых для доступа июньских объявлениях крюинговых фирм Одессы — 7 350 долларов в месяц на LNG-танкере.

Контракт — 3 месяца.

Третий механик может трудоустроиться и на позицию с зарплатой 1 250 долларов в украинском экипаже на старом сухогрузе “сормовского” проекта (1979) со всеми вытекающими особенностями работы. Знать английский при этом не обязательно, поскольку экипаж украинский, компания — турецкая, флаг — панамский, район плавания — Азовское и Черное море. Контракт полгода, а жалованье обещают не задерживать.

Четвертым механикам предлагают от 1 400 долларов в месяц с контрактом на полгода на нефтяном танкере до 7 680 долларов плюс бонусы на LNG-танкере. То есть даже выше, чем третьим механикам. Опыт работы в этом случае обязателен.

Электромеханики

Поскольку электромеханик, как правило, в экипаже один, то его зарплата зависит от уровня квалификации, объема работы, степени ответственности и типа судна.

Предложения в июне: от 1 250 в месяц (контракт — полгода) на сухогрузе дедвейтом 8 тыс. тонн до 7 500 долларов в месяц (контракт — 4 месяца) на большом танкере для сырой нефти дедвейтом 300 тыс. тонн.

В этом обзоре мы не рассматривали в подробностях зарплаты моряков в оффшорных компаниях. Лишь привели примеры. Там имеется своя специфика трудоустройства и варианты вознаграждения за труд. Это тема отдельного материала, равно как и в случае с зарплатами на круизных судах и мега-яхтах.

Что касается торгового и танкерного флота, то USM не исключает, что зарплаты на таких судах могут быть и выше заявленных крюинговыми агентствами (это посредники), если моряк напрямую контактирует с HR-отделом судовладельца.

Ранее USM сообщал, что в 2021 году дефицит командного состава на торговых судах оценивался в 3%.

По прогнозам консалтингового агентства Drewry, к 2026 году дефицит комсостава в торговом флоте будет только расти и может достичь наивысшего показателя за десятилетие — 5%. Сейчас дефицит находится на уровне 3%.

Как отмечают в Drewry, найти высококвалифицированные кадры на офицерские должности и удержать их сегодня — непросто. В дальнейшем это сделать будет еще сложнее, поскольку приток кадров отстает от роста флота.

«Должны вырасти и зарплаты офицеров. Зарплаты рядового состава в основном определяются коллективными договорами, а уровень зарплат комсостава в большей степени зависит от рыночных факторов», – комментируют ситуацию представители  консалтингового агентства.