Один из армии «постсуворовских» руководителей Украинского Дунайского пароходства с чисто профанской непосредственностью как-то поинтересовался, на бензине какой марки работают наши суда. Сам того не подозревая, новообращённый флотоводец обозначил проблему, к системному решению которой мир приступает уже в этом году. Речь идёт о защите окружающей природной среды от загрязнения грузовыми судами воздуха и воды. А масштабности их пагубного воздействия на природу вслед за английской Guardian ужаснулся венгерский информационно-аналитический деловой портал penzcentrum.hu

Данные на этот счёт венгры называют «довольно устрашающими». И приводят такой факт: один гигантский контейнеровоз производит такое же загрязнение, как 50 миллионов автомобилей, а примерно две дюжины таких судов — как все автомобили в мире вместе взятые. При этом перемещение в интересах мировой торговли и промышленности 90% сырья и товаров осуществляется именно водным транспортом, более 50 тысяч грузовых судов бороздят мировой океан. Из этого прямо следует, заключают специалисты, что грузовой флот необходимо «отрегулировать».  

Что же в нём не так, что нуждается в корректировке? Данные о 50 миллионах автомобилей взяты из одного евросоюзовского исследования 2009 года, которое основывалось на собственной внутренней или даже секретной информации судоходных компаний. Исследование тогда «провентилировала» Guardian, и именно из её статьи пошла гулять по миру деталь, уже изрядно потрёпанная в ссылках. Она относится к такому загрязняющему материалу, как сера (точнее, к различным типам оксида серы).

А это вещь серьёзная. Оксиды серы — очень опасные, онкопровоцирующие вещества, причиняющие также заболевания сердца и дыхательных путей. Подсчитано, что с загрязнением от судов в год связано 60 тысяч смертельных случаев, а расходы на лечение и потеря рабочего времени способны ежегодно изъять из нашего совокупного бюджета 330 миллиардов долларов.

С другой стороны, если общий выброс загрязняющих веществ разделить на одну тонну груза, перевозимого на километр пути, то выйдет, что транспортировка по воде едва ли не наименее вредный способ грузоперевозки, да ещё и самый дешёвый.     

Значит, вопрос в том, почему именно грузовой флот производит такое сильное загрязнение природы серой, и как можно было бы его сократить. Ответ кроется (и тут мы возвращаемся к трогательному началу нашего разговора) в топливе судов, поскольку мощные, на сотни тысяч лошадиных сил, двигатели  не на обычном бензине/дизтопливе работают, а на HFO – мазуте, тяжёлом топливе. Оно значительно менее очищенное, чем бензин или дизтопливо, которыми мы заправляем автомобили; содержание серы, к примеру, там в тысячу раз больше. Так, в дизеле хорошего качества её содержится 10-15 ppm (parts per million) , а в HFO это число может составлять 35 тысяч. А судовой бензин, напротив, довольно дешёвый: его можно купить за 400 долларов за тонну, то есть около 3 евро за литр. 

Выходит, если судоходные компании выбирают более дружественное по отношению к окружающей среде решение, постепенно в мире будут дорожать все товары, что перевозятся судами, или для производства которых нужны комплектующие или сырье, перевозимые судами.  А это касается едва ли не всех материальных ценностей в мире.

Несмотря на это, есть и продвижение в судо-экологическим направлении. Известно, что в водах Антарктики запрещено движение судов, заправленных HFO , а скоро запрет распространится и на весь арктический, полярный, регион.

Сегодня уже в мире навигация на основе HFO достигает 80%, но ожидается, что до 2030 года доля таких судов сократится до 40%. Придут альтернативные решения — как, примеру, метанол или сжиженный природный газ. Параллельно с этим, начиная с 2020 года, вступает в силу международное регулирование судоходства в том отношении, что допускает не более 5000 ppm (сокращение до одной седьмой) содержания серы в судовом топливе. Какое подорожание в мире это вызовет и насколько улучшит глобальную экологическую ситуацию, выяснится через пару лет, пишут венгры. 

А тем временем мир ищет альтернативу экологически опасному топливу хотя бы в «обиходном» судоходстве. Не только на дорогах, но и на воде всё чаще используются щадящие по отношению к окружающей природной среде электрические двигатели, читаем на венгерском экономическом портале penzcentrum.hu. И это хорошая новость для Венгрии, где на крупнейших озёрах поставлено под строгий контроль использование двигателей внутреннего сгорания, а развлекательное моторное судоплавание и различные моторные водные виды спорта «поставлены перед серьёзными вызовами».  

Решение проблемы – в использовании экологически чистых управляемых электрических плавсредств и двигателей, благодаря растущему спросу на которые они не только в диапазоне своих возможностей, но и в цене приближаются к своим бензиновым или дизельным товарищам.

Роль электрического двигателя на рынке плавсредств прекрасно показала Budapest Boat Show —  самая большая венгерская судовыставка, на которой седьмой год проводится Конкурс Новинок. На этот раз 80 участников показали 130 парусных, моторных и электромоторных судов, а также многочисленные аксессуары, оборудование, снаряжение для судоплавания и водных видов спорта.

Как видим, научная мысль и техническая практика работают в направлении сохранения здорового «довкiлля» при развитии транспортного сообщения и промышленного производства.