В соцсетях все настойчивее звучат возмущенные голоса жителей Измаила и Измаильского района, работающих на судоремонтных заводах семьи Урбанских (предприятий по ремонту судов в городе числится несколько, с местом расположения по двум адресам: ул. Судоремонтников, 1, и ул. Нахимова, 232). Как можно понять из комментариев работников этих заводов, а также их родных, деньги перестали выплачивать с августа – фактически сразу же после парламентских выборов, в которых победу по 143 округу одержал Анатолий Игоревич Урбанский. К слову, до этого момента у руководства заводов перед сотрудниками тоже имелась немалая задолженность – порядка четырех месяцев. Погасили ее буквально накануне дня выборов.

Почему же так происходит? Ведь, с одной стороны, мы то и дело слышим, что благотворительный фонд Урбанского «Придунавье» (основателем его является отец Александра и Анатолия Игорь Анатольевич Урбанский) в одном селе детскую площадку установил, в другом месте ограждение сделал, в третьем посодействовал в проведении новогоднего праздника и т.д. Возникает вопрос: какие ресурсы при этом задействуются, если собственные работники действующих и бывших политиков из этой прославленной семьи на протяжении нескольких месяцев сидят без денег?

Денег нет, но вы держитесь. Об условиях работы и зарплатах судоремонтников

Вот что пишет пользователь «Фейсбука»: «Разве можно так, никого не интересует судьба наших детей и судьба наша. Значит, как на работу, так выходи каждый день, а как выплатить зарплату, так нет денег. С какой совестью ходит господин Урбанский?». Другой пользователь тоже вопрошает: «Когда наши мужья и дети будут получать зарплату на судоремонтном заводе, господин Урбанский? Вам не стыдно? 6-й месяц идет, а мы не получили ни копейки». С ней соглашается еще пользователь: «Муж работал, зарплату за август и сентябрь не выплатили! Урбанскому наплевать на людей, которые честно отработали свои деньги».

После прочитанных в соцсети комментариев мы решили пообщаться непосредственно с работниками судоремонтных заводов, чтобы выяснить, так ли все печально в действительности. Сразу оговоримся, что никто из работающих на этих предприятиях не согласился давать комментарий в открытую, у людей на это свои причины. И потому мы пообещали нашим собеседникам, что их имена и должности озвучиваться не будут. А раз так, то на стопроцентную точность информации мы не претендуем, но сообщим лишь о тех моментах, которые подтвердили сразу несколько респондентов. И если руководство заводов с чем-то из написанного не согласно, оно может предоставить нам официальную информацию с документальным подтверждением. Мы, к сожалению, возможностью ознакомиться с документами по понятным причинам не располагаем.

Итак, наши источники сообщили, что на судоремонтном заводе по ул. Нахимова за последнее время было уволено немало рабочих, а часть сотрудников была переведена на завод в Крепости. Впрочем, и там персонал уже сокращен почти наполовину. Уволены пенсионеры.

Что касается наличия заказов, то в третьей декаде декабря с причала после ремонта ушло судно, благодаря чему часть рабочих, обслуживавших его, получили деньги именно за этот заказ. Задолженность же с августа по октябрь не выплачена. По некоторой информации, в ноябре никакие работы по ремонту судов не проводились, и люди просидели весь месяц дома.

В настоящее время в затоне судов нет, и ближайший заказ обещают только к марту. Основные клиенты завода – российские судовладельцы. Наши собеседники рассказали, что в прошлом году тоже была задолженность по выплате зарплат, но не критическая. В этом же году задерживать выплаты начали с февраля. Причем, как мы поняли, ситуация с арестом российского судна, блокировавшего украинские суда в Керченском проливе, особо на эту ситуацию не повлияла.

Постоянно зарплату (минимальную) получают на карту те, кто официально трудоустроен. Но таковых на предприятиях немного. Большая часть рабочих трудится даже без оформления договора.

И по этой причине люди оказываются социально незащищенными: мало того что их лишают в будущем более-менее нормальной пенсии, так еще и в случае травматизма они оказываются один на один с бедой. А в том, что условия труда на судоремонтных заводах действительно опасные, сомневаться не стоит. О нескольких случаях нам достоверно известно, но вполне вероятно, что ряд таких ситуаций были скрыты.

К примеру, в прошлом году у одного из сварщиков (житель Озерного) загорелся сварочный кабель, и человек сильно пострадал, в результате чего вынужден был долгое время лечиться дома.

В прошлом же году на заводе в Крепости погиб парень из Ларжанки. Правда, свидетели трагедии утверждают, что несчастье случилось по его вине. А в этом году юноша, выпускник училища, во время работы на заводе лишился нескольких пальцев.

Судя по словам судоремонтников, техника безопасности на предприятиях не соблюдается, оборудование не обновляется уже много лет, рабочим не выдается спецодежда.

Но больше всего людей возмущает тот факт, что БФ «Придунавье» пиарится за их счет. В частности, рабочие рассказывают, что детские площадки и некоторые другие изделия изготавливают из заводского металла, а потом объявляют работникам о его недостаче, в результате чего определенную сумму за пропажу удерживают из зарплат.

 Это вкратце о том, что нам рассказали работники судоремонтных предприятий в Измаиле. А теперь о том, что мы узнали о деятельности заводов из открытых источников.  

Предприятия по ремонту судов – на грани банкротства?

В столице Придунавья есть две судоверфи, где ремонтируют суда как отечественных, так и зарубежных компаний. Одна из них находится по адресу ул. Нахимова, 232 (бывший 99 завод), а вторая – в районе Крепости. Мы поинтересовались ситуацией на этих предприятиях, воспользовавшись возможностями электронных систем Уoucontrol и Сlarity-project. Стоит отметить, что зарегистрированными в Измаиле являются несколько предприятий, специализирующихся на ремонте судов, конечными бенефициарами всех их являются члены семьи Урбанских.

Итак, первое предприятие – ЧАО «Дунайсудоремонт» – зарегистрировано в Измаиле по ул. Судоремонтников, 1. Оно входит в Группу семьи Урбанских, где ключевым лицом является Игорь Анатольевич, экс-заместитель министра транспорта и связи Украины, народный депутат Украины 5 созыва, отец нардепа Украины 9 созыва Анатолия и нардепа 8 созыва Александра.

Официальный руководитель ЧАО – Валерий Александрович Сидяков, конечные бенефициары – Евгений Борисович Колисниченко и Игорь Анатольевич Урбанский. Уставной капитал акционерного общества – 44 млн 481 тыс. 900 грн. Контрольный пакет акций (75%) принадлежит Игорю Урбанскому, 12% – оффшорной компании «KACAБЛAHKA ШИППIHГ ЛIMITEД» (CASABLANCA SHIPPING LIMITED) и 12,36% – Олегу Борисовичу Колисниченко.

Система Уoucontrol информирует о высоком уровне финансовых рисков предприятия и финансовой неустойчивости со скоринговым индексом 1,5 (при максимальном показателе 4). Кроме того, сообщается, что предприятие за последние 12 месяцев провело 25-30 операций в «оффшорах» (странах или на территориях с особыми условиями ведения бизнеса для иностранных компаний, в том числе с низкими или нулевыми налогами, простыми правилами корпоративной отчётности и управления, возможностью скрыть настоящих владельцев бизнеса).

За компанией числятся семь объектов недвижимости: четыре здания (помещения), из них три в Измаиле (по ул. Судоремонтников, 1, по ул. Верхнеторговой, 40-а и по ул. Нахимова, 204-а/1 и одно в Одессе по ул. Нежинской, 69) и три земельных участка 0,04 га, 35,48 га и 0,4 га. Рыночная мощность ЧАО «Дунайсудоремонт» оценивается как высокая (скоринг 3,9 при максимальном 4).

Однако финансовый анализ ЧАО «Дунайсудоремонт» за предыдущий год выглядит следующим образом: рентабельность активов (- 0,62%), долговая нагрузка (88,28%), рост прибыли (- 80,12%). Даже неспециалисту ясно, что уже в прошлом году завод переживал не лучшие свои дни. А в нынешнем году, как мы понимаем, ситуация еще больше усугубилась.

Отметим, что до недавнего времени предприятие, невзирая на агрессию со стороны Российской Федерации, осуществляло ремонт судов страны-агрессора.

Украинские законы этого не запрещают, но только в тех случаях, когда суда не заходили на оккупированную территорию в Крым. По украинскому законодательству – это серьезное нарушение, подрывающее суверенитет государства. С 2014 года порт Керчь официально закрыт для международного судоходства. Но руководство завода ради получения заказа закрывало на данный факт глаза и подписывало контракты на ремонт тех судов, которые по украинскому законодательству не имели права заходить на оккупированную территорию Крыма. Информация об этом находится в открытом доступе, и об этом неоднократно сообщалось в СМИ.

Так, визит российского танкера Nika Spirit, ранее зарегистрированное как Neyma, на причал ЧАО «Дунайсудоремонт» 24 июля этого года оказался роковым.

Выяснилось, что в Измаил под российским флагом зашло судно Nika Spirit, которое оказалось известным танкером NEYMA, в ноябре прошлого года перекрывавшим Керченский пролив при захвате в плен украинских кораблей. Арестованное судно по сей день стоит на приколе в акватории ремзавода в Измаиле.

В настоящее время, как и в прошлом году, помимо российских судовладельцев, вторым по значимости клиентом завода является ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», которое, ни для кого не секрет, и само в долгах как в шелках. Оттого и вынуждена юридическая служба завода подавать один за другим иски в Хозяйственный суд Одессы о возмещении задолженности за выполненные работы. Исков таких десятки – с содержанием их всех можно ознакомиться в системе Уoucontrol.

Обратимся к другому судоремонтному заводу – ООО «Судоремонтное предприятие «Дунайсудосервис», зарегистрированному по ул. Нахимова, 232. Размер уставного капитала – 5 196 912 грн. Официальный руководитель – Юрий Анатольевич Сивков. Учредителями выступают Олег Борисович Колисниченко (46,69%), Игорь Анатольевич Урбанский (46,69%) и ЧАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис», зарегистрированный тоже по ул. Нахимова, 232 (кстати, по данному адресу в общей сложности зарегистрированы пять субъектов хозяйствования). Конечный бенефициар ООО «СП «Дунайсудосервис» – И. А. Урбанский.

Финансовый риск предприятия, согласно данным системы Уoucontrol, средний – 1,9 (при максимальном 4). Финансовый анализ за 2018 год: рентабельность активов (1,94%), долговая нагрузка (102,89%), рост прибыли (-37,44%). Как мы видим, завод тоже находится, что называется, на мели. Его «клиентская» история ненамного отличается от ЧАО «Дунайсудоремонт». Здесь также ремонтировались российские суда, в том числе побывавшие в Керчи, как то т/х «Капитан Пшеницын», о чем сообщали многие областные издания.

Правда, стоит отметить, что предприятие участвует в госзакупках, благодаря чему получает и государственные заказы. Среди клиентов – воинские части (морские пограничники), ЧАО «УДП», Дунайская гидрометобсерватория. В финансовом плане наибольшие суммы заказов, по информации электронной площадки публичных закупок Prozorro, дает пароходство. Но таких работ немного, а о финансовой состоятельности пароходства мы уже говорили.

Кстати, ЧАО «Измаильский речной порт «Дунайсудосервис» также имеет высокий финансовый риск (скоринговый индекс 1,8). Уставный капитал предприятия – 1 544 985 грн. Конечный бенефициар – И. А. Урбанский.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что судоремонтные предприятия в Измаиле сегодня переживают очень трудные времена. И этот факт не может не огорчать, ведь речь идет не только о благополучии или убытках нескольких человек (бенефициаров) – в непростых обстоятельствах оказались сотни людей, в том числе специалистов-судоремонтников. Сейчас люди с замиранием сердца ждут зарплат и надеются, что руководители предприятий, несмотря на возникшие трудности, поступят честно по отношению к ним.

О патриотизме в условиях агрессии Российской федерации

Впрочем, вопрос честности руководителей и бенефициаров заводов в имеющемся контексте кажется риторическим. К примеру, насколько честно по отношению к своим согражданам продолжать партнерские отношения со страной-агрессором? Для кого-то это недопустимо, а для семейного клана экс- и действующих нардепов это вполне приемлемо.

У них свой патриотизм, который проявляется в незатейливых действиях, рассчитанных на ура-патриотов. Например, можно окрасить в цвета государственного флага ограждение железнодорожного моста, помпезно передать военнослужащим для фронта БТР-60 без башни, который не отвечает заявленным тактико-техническим характеристикам (по нашей информации, данная техника так и не была использована, поскольку элементарно не могла нужным образом передвигаться). А можно еще украсить жилой дом украинским орнаментом. И желто-голубую ленточку прикрепить на аватарке в «Фейсбуке». Вариантов проявления патриотизма много можно придумать. Но реалии таковы, что люди, озадаченные целью выжить, готовы молчать в надежде, что все изменится. Они не способны анализировать ситуацию и не понимают, что те, кто пиарятся за чужой счет, кто творят беззакония в отношении своих же сотрудников, просто не способны думать о нуждах людей совершенно посторонних. Ради денег и прочих преференций большинство выбирает и голосует именно за таких. Ну так что тогда выходит: мы заслуживаем ту власть, которую имеем, и ту жизнь, которую создаем себе сами.