Совершенно не радостная картина с пассажирскими автоперевозками вырисовывается в последнее время в Болградском районе. Такое ощущение, что эту сферу экономической деятельности плотно взяла под свою «крышу» автомобильная мафия, отодвинув в сторону и государство, и местные органы власти.

Яркий показатель того, что здесь творится что-то не так – практически отсутствие у пассажиров возможности взять билеты как на пригородные, так и на междугородние  внутриобластные автобусные рейсы.

Катализатором такого процесса ухода от «обилечивания» пассажиров стали  карантинные ограничения, которые вводились весной этого года, когда в Болграде были запрешены пассажирские перевозки.

Люди, которых жизненные обстоятельства заставляли искать альтернативные варианты перемещения, стали активнее пользоваться услугами BlaBlaCar. В свою очередь автоперевозчики, понеся убытки, которые государство им никак не компенсировало, также стали искать выход из положения. Таким выходом и для перевозчиков, и для пассажиров стали по сути нелегальные рейсы, которые хоть как-то поддерживали на плаву перевозчиков, и давали возможность жителям района перемещаться. Естественно, эти рейсы шли мимо кассы – никто на них билеты не продавал, ведь автостанции в то время не работали.

Казалось бы – карантин ослабят, и все вернется на круги своя. Но не тут то было. Автобусные рейсы возобновились, а вот оформление поездки осталось на уровне четырехмесячной давности – подавляющее большинство пассажиров ездят без билетов, хотя и оплачивают проезд.

Казалось бы – как такое может быть, ведь вроде бы и перевозчики, и автостанции, которых в Болграде целых две, заинтересованы в том, чтобы продать билеты.

Мы поинтересовались на автостанциях Болграда, почему люди жалуются на то, что сегодня часто невозможно купить билет в кассе, хотя места в автобусах есть. В результате заплатить за проезд надо водителю, при этом не получив билета.

Оказалось, что на автостанции «Новая», где обычно не было проблемы с покупкой билетов, с весны этого года более чем в два раза сократилось количество рейсов на «Одессу». Дело в том, что Болградское ООО «Болградтранс» отказалось заключать с автостанцией договор о предоставлении услуг перевозчику. В результате десять рейсов, которые ежедневно совершают в областной центр автобусы этого предприятия, перешли на обслуживание в соседнюю автостанцию «Болград», которая расположена в двадцати метрах от своих коллег. К слову, там же обслуживаются все автобусные рейсы, которые соединяют Болград и села района.

В результате, автостанция «Новая» продает ограниченное количество билетов на три транзитных рейса Рени-Одесса и половину билетов на три рейса, которые совершают автобусы местного частного предпринимателя. Также они обслуживают международные рейсы.

К слову, такая рокировка довольно сильно ударила по рентабельности автостанции — владельцы вынуждены были уволить восемь работников и даже задумываются о перепрофилировании бизнеса.

Примечательно, что владельцы автостанции могли бы избежать таких последствий и сохранить рейсы местного автопредприятия, с которым они поработали ни один год, если бы согласились на предложенную им сделку.

Что же не устроило автоперевозчика, который отказался подписывать договор с автостанцией?

Оказалось, что камнем преткновения стали те самые билеты на проезд.

Получив в мае текущего года от владельца «АС НОВА» для подписания стандартный договор на оказание услуг, владельцы ООО «Болградтранс» в свою очередь выслали в адрес автостанции «Протокол разногласий» и свой вариант Договора.

Выяснилось, что главное требование автопревозчика заключается в том, чтобы автостанция продавала на каждый рейс только ТРИ БИЛЕТА!!!

То есть инициатором ограничения продажи билетов выступил автоперевозчик.

По словам владельцев «АС НОВА» пойти на такое предложение они не могли, в результате чего автоперевозчик перешел на обслуживание к соседям…

Сразу же добавим, что мы не знаем, какой формы договор был заключен  ООО «Болградтранс» с АС «Болград», но на сегодняшний день в ее кассах не продают билетов, мотивируя это тем, что кассовый аппарат находится на ремонте.

Добавим, что данная ситуация характерна не только для Болграда. Например, в Одессе не первый год невозможно купить в кассе билет на рейс Одесса-Болград, 90% пассажиров платят за проезд водителю, который не выдает никаких проездных документов.

Интересно, что все эти годы ни местные власти, ни контролирующие органы не обращают внимания на сложившуюся ситуацию.

Не понимают, почему такое происходит и владельцы «АС НОВА», которые говорят о том, что и они, и местные власти, и государство заинтересовано в официальной продаже билетов.

Во-первых, это обеспечивает доход автостанции, а значит и зарплату ее работников, во-вторых, процент от продажи билетов пополняет местный бюджет.

Более того – болградские частные предприниматели, занимающиеся автомобильными перевозками, также заинтересованы в продаже билетов, так как это дает им возможность контролировать водителей, работающих на их автобусах. Противоположную позицию занимают только в ООО «Болградтранс».

Но самое большое недоумение вызывает отношение к безбилетному проезду пассажиров. Настойчиво пытаются купить билет в основном те, кто едет в командировку, чтобы затем была возможность отчитаться и вернуть деньги за проезд, и льготники. Правда, это им не всегда удается. Остальные же уже привыкли к тому, что билеты им не продают.

Сегодня уже практически никто из болградских пассажиров не идет в кассу, чтобы купить билет – все привыкли рассчитываться напрямую с водителем. С одной стороны, пассажирам так даже удобнее – нет лишних хлопот. Никто и не задумывается о том, что билет – это ваш страховой полис на случай несчастного случая.

Не дай Бог, если в поездке случится беда, и пассажир пострадает в результате аварии, без билета он не сможет получить страховых выплат.

Так что задумайтесь, когда вам предлагают ехать без билета – стоит ли рисковать или надо настойчивее добиваться застрахованной поездки. А в случае отказа продать вам билет не мешало бы обращаться в контролирующие органы с жалобами как на автостанцию, так и на перевозчика, которые ущемляют ваши права.