В Украинском Дунайском пароходстве в конце прошлого года произошла смена руководства. С апреля нынешнего года главным инженером предприятия назначен Олег Мудраченко, который с 2014 по 2016-й успешно возглавлял хозрасчетное обособленное структурное подразделение УДП – Килийский судостроительно-судоремонтный завод. Именно при Мудраченко завод возобновил работу после длительного простоя. Бессарабскому медиахолдингу предоставилась возможность расспросить у Олега Леонидовича о том, как в УДП обстоят дела с ремонтом флота, а также о планах на ближайшее будущее.

– Олег Леонидович, вас недавно назначили на должность. С чего вы начали? Какие первоочередные задачи стояли перед технической службой УДП?

– Да, действительно, был назначен на должность главного инженера по итогам собеседования с новой управленческой командой ЧАО «УДП». После обсуждения первоочередных задач пришел к выводу, что масштабность вопросов, которые ставит перед собой новая команда вместе с Министерством инфраструктуры Украины, а также возможность реализовать те или иные инновации в производственном процессе отвечает моим целям как профессионала, и как человека, которому хотелось бы поднять развитие ЧАО «УДП» на новый уровень.

Свою первую рабочую неделю я начал со знакомства с коллегами, а также вверенными мне подразделениями и их сотрудниками. Ввиду того, что на предприятии, да и в целом по стране, введен карантин, сотрудники выходят на работу по согласованному графику, из расчета не более одного человека в кабинете, при этом обеспечивают бесперебойную работу технической службы и всего флота.

Среди первоочередных задач – анализ технического состояния флота – как грузового так и пассажирского, проведение планово-предупредительных ремонтов, техническое обслуживание, вопросы качества и сроков выполнения работ. В технологической цепочке очень важна своевременная комплектация качественными запасными частями и материалами (СЗЧ), необходимыми для поддержания исправного состояния судов и обеспечения безопасности мореплавания.

– Сколько единиц флота отремонтировано с января текущего года? Есть ли положительная динамика?

– С января отремонтировано 17 единиц флота (в том числе 11 единиц самоходного), что по сравнению с показателями аналогичного периода 2019 года составило 113% по общему количеству отремонтированного флота и 220% по количеству единиц флота самоходного. Несмотря на карантинные ограничения и связанные с ними задержки поставок запчастей и материалов, необходимых для ремонта, мы можем отметить положительную динамику в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

– Перечислите, пожалуйста, основные ремонтные базы, где ремонтируется флот УДП. Почему ремонт пассажирского теплохода «Волга» проходил в Линце (Австрия), а не в Измаиле, как обычно?

– Основными нашими ремонтными базами являются хозрасчетные обособленные подразделения ЧАО «УДП» – Килийский судостроительный-судоремонтный завод (КССРЗ) и База технического обслуживания флота (БТОФ).

Что же касается пассажирского теплохода «Волга», то, к сожалению, указанные собственные ремонтные базы не позволяют осуществлять ремонт судов такой категории. Поэтому менеджментом предприятия было принято решение осуществить ремонт именно в Линце (Австрия), где теплоход «Волга», собственно, и был много лет назад впервые спущен на воду. При этом все круизные рейсы наши теплоходы, начинают пассажирскую навигацию с пассажирами на борту именно на Верхнем Дунае.

Таким образом, после снятия ряда ограничений и началом пассажирской навигации, теплоход «Волга» уже будет готов на месте принять на борт пассажиров, при этом заранее обеспечив безопасность по европейским требованиям карантинных мероприятий, прежде чем продолжить туристический круиз по странам Европы. В случае ремонта этого теплохода в Измаиле у сторонних подрядчиков, возник бы целый ряд вопросов о качестве таких работ, судебных рисках, расходах по поднятию судна на верхний участок Дуная, а также иных существенных эксплуатационных расходах, связанных с началом нового круизного сезона в условиях снятия ограничений по COVID-19.

– Увеличилась ли загрузка Килийского завода? Есть ли сторонние заказы?

– С приходом нового директора КССРЗ ситуация значительно улучшилась. Руководитель ставит правильные задачи перед коллективом и требует их качественного выполнения. Что же касается загрузки предприятия, то опять же разумно сравнивать ее с аналогичным периодом прошлого года. За 5 месяцев 2020 года выпуск товарной продукции завода (услуги судоремонта) составил 24019,8 тыс.грн., что на 9,4% больше, чем за аналогичный период 2019 года, в т.ч. темп роста услуг судоремонта для УДП составил 41,2%, а объем услуг судоремонта для сторонних заказчиков вырос в 5,2 раза. На мой взгляд, это прекрасный показатель, учитывая карантинные ограничения.

На сегодняшний день доля сторонних заказов, которые выполняются параллельно с заказами УДП, составила 26% и имеет тенденцию к увеличению. Не хотелось бы забегать вперед, но совместно с новым директором КССРЗ, рассматриваем и возможность получения стороннего заказа на новое судостроение, а не только текущий ремонт.

– Как обстоят дела на Базе технического обслуживания флота? Есть ли проблема с кадрами?

– Кадровый вопрос всегда стоит достаточно остро, ведь квалифицированные молодые специалисты технических специальностей теперь пытаются уехать за границу, получив здесь стартовый опыт, а опытные кадры уже находятся в преклонном возрасте и не всегда могут справиться с поставленными задачами. Тем не менее коллектив Базы технического обслуживания флота имея многолетний опыт, выполняет практически невозможные работы. Силами БТОФ разработаны самостоятельные технологии ремонта, которые согласованы и утверждены Регистром судоходства Украины. Некоторые технологии используются не только нами, но и многими сторонними организациями в Украине, которые позаимствовали у нас опыт и решение технических проблем.

– В каком объеме выполнен ремонт пассажирского флота?

– На сегодняшний день этот ремонт выполнен в полном объеме, необходимо будет только освежить суда непосредственно перед открытием пассажирской навигации, так как сейчас они выведены во временный отстой ввиду карантинных ограничений.

– Год назад механики теплоходов УДП жаловались на качество запасных частей и неоправданную экономию средств на ремонте флота. Якобы суда уходили в рейс технически не подготовленными. Расскажите о приоритетах сегодняшнего дня.

Мне неизвестна эта информация, я привык оперировать только фактами. Но, возможно, они имели место. В приоритетах сегодняшнего дня – поддержание исправного технического состояния транспортного флота, мероприятия предупредительного характера, а также обеспечение безопасности мореплавания путем исключения вредных и опасных факторов, угрожающих жизни и здоровью экипажей и пассажиров. Мы сейчас выстраиваем, по моему мнению, эффективную организационную вертикаль, в которой сроки обработки заявки на получение соответствующих запасных частей до момента проведения ремонтов будут минимальными, и соответственно, это приблизит нас к заветной цели обеспечения беспрерывной эксплуатации флота без простоев судов в условиях межрейсового ремонта.

– Руководитель УДП анонсировал работу флота УДП на Днепре. Прокомментируйте, пожалуйста, эти планы с точки зрения главного инженера. Технически какие типы судов смогут работать на Днепре? Надо ли будет проводить их переоборудование? Планируется ли возобновление строительства барж SLG? Можно ли будет применять их на Днепре?

– Да, действительно, мы работаем над разработкой программы работы флота УДП на Днепре, при этом основным фактором является именно восстановление, так сказать, реанимация судов, находящихся в холодном отстое и не используемых уже много лет на Дунае, что, соответственно, требует серьезных финансовых инвестиций в данный проект. Также, безусловно, при восстановлении флота мы будем учитывать и потребности наших потенциальных клиентов-грузоотправителей и особенности днепровских шлюзов, с целью построения эффективной и быстрой навигации в новых технических условиях.

На реке Днепр есть две зоны судоходства – Зона 1 (водохранилища) и Зона 2 (река). Если мы говорим о классической реке Днепр, т.е. о районе плавания В2, который отвечает требованиям по эксплуатации в Зоне 2 (волны высотой до 1,2м), исключая водохранилища и прибрежные морские участки, то все баржи УДП типа УДП-С-401, УДП-С-1601, УДП-С-1801, УДП-С-1901, SL и SLG соответствуют району плавания В2, а также все суда-толкачи типа «Рига-Иваново», «Запорожье», «Сергей Авдеенков» имеют в классе знак района плавания В2.

Для изменения района плавания вышеперечисленных судов с В2 на В1, что отвечает требованиям по эксплуатации в Зоне 1 (водохранилища, в т.ч. река Днепр) необходимо будет выполнять переоборудование судов на соответствующий класс.

Что касается планов на продолжение строительства барж типа SLG, то буквально на прошлой неделе состоялся разговор с директором Килийского ССРЗ, в ходе которого мы обсуждали этапы продвижения данного вопроса. На этот год запланировано окончание строительства баржи SLG-22, которую заложили еще в октябре 2017г.

Также назрела необходимость решения и вопроса заводского долгостроя теплохода «Столбовский» он занимает два стапельных места, что существенно затрудняет эффективное использование всей производственной площадки завода.

– Каковы планы технической службы на ближайшие полгода?

– Планы очень амбициозные, прежде всего – это системный подход к процессу ремонта судов, закупкам запасных частей и материалов.

Перед нами стоят непростые задачи по реализации плана производственной программы пароходства, что является решением технологических процессов ремонта, выбора баз ремонта, выбора контрагентов. Особое внимание будет уделяться поиску новых технических условий и мотивационных моделей оплаты труда. Таким образом будет концептуально меняться подход работодателя к своему работнику и наоборот работника к работодателю.

Планы новой команды включают планомерную работу над диджитализацией (переводом всех видов информации в цифровую форму) процессов не только эксплуатационных, но и технических, что позволит в кратчайшие сроки оптимизировать бизнес-процессы и, таким образом, выйти на новый уровень качества предоставления услуг на рынке перевозок.