Тема этой публикации внушена ностальгическими воспоминаниями о недалёком прошлом оживлённого транспортного сообщения между Измаилом и Одессой и острой потребностью хотя бы частичного его восстановления. Молодым читателям «СИ» напомню, что в 80-х годах теперь уже прошлого века наш город с гордостью позиционировал себя как значимый транспортный узел на Дунае. У людей на уровне обыденного сознания, далёкого от категорий большой экономики, этот статус ассоциировался прежде всего с доступностью и удобством личного перемещения разными видами общественного транспорта.

Старшее поколение ещё не забыло, как из Измаила в Одессу с заходом в попутные порты можно было отправиться по воде. Это была восхитительная поездка-прогулка рекой и морем судами на подводных крыльях. Живописные дунайские берега радовали глаз, морской простор дарил чистейший воздух.

Ещё из Измаила в Одессу (и дальше) регулярно летали самолёты ЯК-40, АНы. Полчаса, час – и вы у цели. Непритязательные, но вполне надёжные «кукурузники» сновали между райцентрами. К слову, в Килие мне показали однажды даже место бывшего аэродрома. 

До Одессы и по области курсировали, конечно же, автобусы. Движение было не столь интенсивным, как сейчас, в пору маршруточной монополизации, но особых нареканий не вызывало. 

И, наконец, услуги железнодорожников. Вспомнишь – прослезишься от умиления. В Одессу ежедневно следовали два поезда: утренний дизель и ночной, пассажирский, через Арциз, Сарату, Кулевчу, Кантемир, Белгород-Днестровский, Бугаз и т.д., подбирая по пути всех желающих. Завидное по нынешним временам разнообразие способов перемещения! На все вкусы, потребности, кошельки. 

Чем измаильчане довольствуются сегодня, известно. Хотя наш законсервированный аэропорт пока на месте, да и пароходство работает, надежды на их скорое участие в местных перевозках призрачны. Близок локоть, да не укусишь. 

При этом железнодорожное сообщение деградирует, вызывая у всех, кто помнит его лучшие времена, недоумение, досаду, а то и протест, поскольку могло бы составить конкуренцию автоперевозкам, расцветшим на трассе Измаил-Одесса. Да, благодаря проворным маршруткам мы, образно говоря, связь с внешним миром не потеряли. Но это не означает, что к автобусному сообщению нет претензий. 

А поскольку в наследство от былой роскоши средств передвижения нам осталась только эта «пара гнедых» – поезд и авто – поговорим о них подробнее. У меня нет конкретных данных по динамике автомобильного пассажиропотока. Тем не менее невооружённым глазом видно, что он вырос, и вырос явно за счёт оттока клиентов железной дороги. Кассиры на вокзале констатируют без обиняков: «Мы теряем пассажиров». Кто-то теряет, а кто-то находит, ситуация подчиняется принципу сообщающихся сосудов. Ведь после кардинального обновления одесской трассы автобусная езда стала комфортнее, время в пути сократилось, рейсы выполняются практически каждый час. 

Многих это устраивает. Многих, но не всех. Особенно тех, кто садится в маршрутку вынужденно, не имея выбора. Например, пожилые или больные люди. Автотранспорта они побаиваются, наслышавшись историй об авариях на дорогах. Сам транспорт разношерстный, в салонах тесновато. Не разомнёшься, не поменяешь позу. Не поднимешь отекающие ноги. Не попросишь остановки, когда «приспичит», – неловко. Зачастую негде повесить верхнюю одежду. Под вопросом кондиционеры: где-то есть, где-то нет. Какая-то часть автомобилей переоборудована, и, похоже, бесконтрольно. 

Недавно моему возвращавшемуся из Одессы приятелю досталось явно не предусмотренное проектом место у самой двери; всякий раз, когда кто-то выходил, он принуждён был вставать, откидывать кресло и уступать дорогу. Ко всему прочему почему-то не открывалась дверь водителя, и он тоже беспокоил незадачливого пассажира. 

Любопытно, что подобный уровень сервиса никак не влияет на стоимость проезда. А он, скажем прямо, недёшев. Для пенсионеров, студентов, учащихся системы профтехобразования, ряда других категорий населения расходы на разовую поездку до Одессы и обратно непомерны. Не наездишься! 

Мобильный, с продуманным расписанием ежедневный поезд мог бы на этом маршруте стать приемлемой альтернативой автобусному сообщению. Тарифы здесь вдвое ниже. Но курсирующий в настоящее время киевский состав прибывает из Измаила в Одессу за полчаса до полуночи, а возвращается в Одессу из Киева и того позднее, отправляясь в Измаил в пятом часу утра. Не надо особой фантазии, чтобы представить, насколько такой график неудобен. Естественно, услуги железной дороги остаются маловостребованными. 

Неудобный график – не единственная, к сожалению, препона на пути к «жемчужине у моря». До неё каких-то 280 километров, а поезд тянется шесть часов. Помилуйте, господа железнодорожники: это скорость XXI века? Дизель в 80-х годах двигался быстрее. Я не сторонник плохо аргументированных эмоциональных обобщений и огульных выводов. А всё же незабвенный Кирпа встаёт перед глазами. При нём был порядок! Билеты раз за разом не дорожали, меж тем деньжата в ведомстве водились. Во всяком случае, средства на ремонт и облагораживание всех украинских вокзалов нашлись, и это отметила страна. Отрасль явно была на подъёме. 

Говорить о чём-то подобном в сегодняшних реалиях выглядело бы опрометчивым. Какой подъём, когда поезда отменяют? Упразднили дизель, упразднили, якобы по причине нерентабельности, ночной поезд №686 Измаил-Одесса, не посвящая, впрочем, общественность в детали. 

Есть маркеры, пусть даже мелкие, но объективно отражающие качество организации пассажирских перевозок. В Измаиле на железнодорожном вокзале уже который месяц не работает телефон. Это нормально? Нет справочной службы: чтобы что-то узнать, надо явиться лично, – таков сомнительный результат кадровых сокращений и минимизации расходов. Нет в свободном доступе автоматических камер хранения. Платный туалет на замке, ключ у кассиров. В здании – ни буфета, ни киоска. Платформа на перроне короткая; из вагонов за её пределами пассажиры не сходят, а спрыгивают, настолько высоко над землёй оказываются ступеньки. Я знал одну пожилую женщину, которая после такого прыжка получила открытый перелом голени и долго лечилась в Шабо, в больнице, некогда известной на Одесчине специализированным травматологическим отделением. В наше время она могла бы обратиться в суд с иском к железной дороге и выиграть его. Разве это мелочи? 

Но и «мелочи» раздражают. Создаётся ощущение какого-то царящего на дороге вязкого ведомственного бедлама, бесконтрольности, оскорбляющего людей равнодушия. Для бессарабской прессы эта тема не нова. Все главное коллегами уже сказано. Моя журналистская задача состоит в том, чтобы донести до руководства Одесской железной дороги, властей предержащих всех уровней справедливое недовольство людей, вызревшую (точнее, перезревшую) народную мысль о нетерпимости дальнейшего игнорирования одиозной ситуации.

Верните, пожалуйста, поезд! Его необдуманная отмена – неуважение к согражданам, к их насущным потребностям, позор для территории, под боком у которой – цивилизованный Евросоюз, на которой действует еврорегион «Нижний Дунай» и по которой, говорят, пролегает 7-й международный транспортный коридор. 

Верните удобное расписание, дайте комфортабельные вагоны, чтобы люди наконец почувствовали себя людьми, а не «биомассой». Ведь всё это уже было, дизель по маршруту благополучно бегал, ему, похоже, ничего не мешало. Значит, ссылки на мешающий прогрессу одноколейный путь, состояние дорожного полотна, неосуществившаяся электрификация участка от Белгорода-Днестровского до Измаила, нерентабельность перевозок и т.д. не могут служить убедительным объяснением и оправданием существующему положению дел. Или нужна какая-то особая политическая, административная, хозяйственная воля, чтобы восстановить прежнее статус-кво, и железнодорожный воз всё-таки сдвинулся с места?