Как ранее сообщала БессарабіЯ.UA, в статье «Вояж из пункта «И» в пункт «О»: уехать и вернуться» (автор Николай Кривцов) речь шла о нареканиях на организацию железнодорожных пассажирских перевозок между Измаилом и Одессой. Писалось, в частности, об отсутствии прямого поезда до Одессы, крайне неудобном расписании поезда транзитного (Измаил — Киев), его черепашьем ходе (шесть часов в пути до искомого пункта назначения); об  устарелой инфраструктуре магистрали, создающей проблемы для пассажиров, подозрительно вялом менеджменте, допустившем снижение конкурентоспособности железной дороги в пользу автоперевозчиков. И, наконец,   о самом сокращении  возможностей ездить в областной центр, которого в 80-е годы мы достигали не только по суше, но даже по воде и воздуху.

С отменой дизеля и ежедневного поезда № 686,  Измаил  и  Южная Бессарабия, со всеми её населёнными пунктами по обе стороны магистрали, лишились привычного способа  без лишних хлопот наведаться в Одессу. Не забудем, что из нововведенного, условно альтернативного киевского рейса был исключён целый ряд прежних остановок, при том, что их и так изначально не хватало. Колея, к примеру, перерезает такое большое пригородное поселение как Сафьяны, но там платформы нет. Что-то помешало построить её и для Каменки. Нет её и в Островном – отдалённом и достаточно крупном  селе  Арцизского района, хотя  состав идёт прямо по  сельской  околице…

В общем, проблема не высосана из пальца. Она назрела и перезрела, а с точки зрения потребностей населения давно ждёт согласованного адекватного решения.

В социальных сетях на выступление газеты было много откликов, что неудивительно. Учитывая общественный интерес к теме, редакция сочла целесообразным вовлечь в обсуждение вопроса  властные структуры, ибо кто как не они способны изменить ситуацию. С просьбой прокомментировать статью мы обратились к директору филиала «Одесская железная дорога» С.С.Никулину, к курирующей транспортную отрасль зам. главы облгосадминистрации С.Н.Шаталовой,  к  мэру Измаила А.В.Абрамченко, а также к главам РГА тех районных центров, через которые идёт ветка на Одессу:  Н.И.Тодоровой в Измаиле, С.А.Парпуланскому в Арцизе, А.А.Лобану в Сарате.

По ряду причин, от нас не зависящих, сбор ответов затянулся настолько, что читатели, возможно, уже забыли детали публикации. Тем не менее мы дождались  реакции  и уверены, что ответы вкупе с редакционным комментарием  будут интересны всем потенциальным пассажирам. Представляем мнения должностных лиц по сути обсуждаемой проблемы.

А. В. АБРАМЧЕНКО, городской голова Измаила

По вопросу работы поезда сообщением Измаил-Одесса обращаем внимание на то, что согласно ст.4 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» управление процессом перевозок на внутренних и международных сообщениях осуществляется централизованно и относится исключительно к компетенции АО «Укрзализныця». В связи с чем исполнительный комитет Измаильского городского совета неоднократно обращался в региональный филиал «Одесская железная дорога» ПАО «Укрзализныця», филиал «Пассажирская компания» ПАО «Укрализныци» и к главе правления ПАО «Укрзализныця» для рассмотрения вышеуказанного вопроса.

Также, учитывая многочисленные обращения жителей города и принимая во внимание необходимость доставки горожан в областной центр в рабочие дни (командировки, обучение, посещение лечебных учреждений, отдых, туризм), исполнительный комитет Измаильского городского совета  письма с просьбой о содействии в решении вопроса обеспечения ежедневного движения пассажирского поезда сообщением Измаил-Одесса, Одесса-Измаил направлял председателям Одесской областной государственной администрации и Одесского областного совета, в Министерство инфраструктуры Украины.

Н. И. ТОДОРОВА, глава Измаильской районной госадминистрации

Несмотря на то, что за последние годы был сделан большой вклад в развитие транспортного сообщения между населёнными пунктами Измаильского района и областным центром (в первую очередь отремонтирована трасса М-15 Одесса-Рени), Измаильская районная государственная администрация считает необходимым возвращение в действие пассажирского поезда Измаил-Одесса как альтернативного вида транспорта. Поезд был удобен пенсионерам, пассажирам с  маленькими детьми, студентам. Кроме того он давал возможность льготным категориям населения немного сэкономить на транспортных услугах. График движения с остановками, который действовал до закрытия маршрута, считаем оптимальным. Однако в отношении эксплуатации хотелось бы, чтобы и вагоны были новыми, и их санитарное состояние лучше прежнего.

С. А. ПАРПУЛАНСКИЙ, глава Арцизской районной госадминистрации

Высказывая свою точку зрения относительно темы железнодорожного сообщения Измаил-Одесса, должен подчеркнуть, что возобновление движения поезда по этому маршруту является актуальным для всех жителей района ввиду относительно невысокой стоимости проезда и удобного графика.

Вместе с тем считаю, что при восстановлении движения на данном маршруте должен быть запущен более комфортабельный и скоростной поезд, а также в  обязательном порядке сохранены все ранее действовавшие остановки, в том числе в городе  Арцизе. Свою обеспокоенность аргументирую тем, что решением Одесской железной дороги в 2017 году остановка пассажирского поезда № 686 Одесса-Измаил на станции Арциз была отменена. В связи с этим  Арцизская районная государственная администрация, депутаты и  районные активисты ходатайствовали  перед региональным филиалом «Укрзализныци» о пересмотре этого решения, после чего  остановку восстановили.

А. А. ЛОБАН, глава Саратской районной госадминистрации

Действительно, за последние годы использование услуг железнодорожного транспорта в нашем районе значительно сократилось. Причем, это касается не только пассажирских, но и  грузоперевозок.

Конечно, после реконструкции трассы Одесса-Рени многие жители Саратского района стали отдавать предпочтение автомобильному транспорту, —  сейчас поездки в Одессу и тот же Измаил стали намного быстрее и комфортнее: автобусы и  маршрутные такси проезжают через Сарату в течение дня с достаточно частым интервалом. Но, к сожалению, эти преимущества не компенсируют отсутствие выбора, какой был у наших людей несколько лет назад. Право на выбор  осталось, а возможности выбора нет.

Раньше для жителей сёл Кулевча, Константиновка, Ярославка, Сергеевка, Розовка самым удобным видом транспорта был дизельный поезд Измаил-Одесса, который курсировал ежедневно днём и вечером и останавливался в Кулевче и Сарате. Сегодня они могут воспользоваться только пассажирским поездом Киев-Измаил с крайне неудобным  расписанием движения. Или же вынуждены каким-то образом добираться до трассы Одесса-Рени, чтобы пересесть на нужный маршрут.

Немаловажно и то, что цена билета на дизельный поезд была существенно ниже, чем стоимость билета на автобус. А это имеет большое значение для студентов, пенсионеров, малообеспеченных граждан.

Именно в интересах социально незащищённых категорий населения районные и  местные власти обращались к руководству Одесской дирекции «Укрзализныци» как по вопросу возобновления маршрутов, так и по вопросу восстановления работы билетной кассы на станции Сарата. К сожалению, получили отказ, аргументированный тем, что данные направления убыточны для предприятия.  А я считаю, что кроме экономической целесообразности «Укрзализныця»,  имея статус национального перевозчика, просто обязана учитывать потребности людей. При должном – государственном – подходе и грамотном менеджменте железнодорожный транспорт может быть достаточно рентабельным видом хозяйственной деятельности и нести при этом определённую социальную нагрузку.

С.Н.ШАТАЛОВА, заместитель главы Одесской областной госадминистрации

Законом Украины «О железнодорожном транспорте» определено, что управление процессом перевозок внутреннего и международного сообщения, а также регулирование производственно-хозяйственной деятельности в сфере организации и обеспечения этого процесса железными дорогами, предприятиями, организациями осуществляется централизованно и относятся исключительно к компетенции «Укрзализныци», которая выполняет функции хозяйствующего субъекта.

Согласно статье 7 Закона отношения железной дороги с местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления базируются на налоговых и договорных началах в соответствии с действующим законодательством Украины.

К компетенции этих органов относятся: контроль за работой железнодорожного пригородного пассажирского транспорта и вокзалов, согласование тарифов на пригородные сообщения, согласование вопросов относительно пунктов остановок, закрытие железнодорожных станций для обслуживания пассажиров, автомобильных переездов через железнодорожные пути.

Расписание движения назначенных пассажирских поездов разрабатывается, составляется и утверждается непосредственно АО «Укрзализныця» и является основным нормативно-технологическим документом, который регламентирует работу всех подразделений железнодорожного транспорта по организации движения поездов.

В связи с вводом в действие ещё в конце 2017 года нового пассажирского расписания   в Одесскую областную государственную администрацию поступают многочисленные обращения органов местного самоуправления и жителей Одесской области по поводу неудобного графика и маршрутов нововведенных поездов.

В частности, особое возмущение вызывает отмена пассажирского поезда № 686/685 Измаил-Одесса, Одесса-Измаил, поскольку единственным средством железнодорожного сообщения с украинским Придунавьем остались пассажирские поезда №146 Измаил-Киев и № 145 Киев-Измаил.

Облгосадминистрация неоднократно обращалась в АО «Укрзализныця» за содействием в решении вопросов обеспечения  удобного движения пассажирских поездов в направлении Одесса-Измаил, в том числе с  сохранением существующих станций и остановок  на данном направлении.

К сожалению, эти предложения не были учтены при формировании расписания движения  на период 2018-2019 гг.

Согласно ответам регионального филиала «Одесская железная дорога» пассажирское хозяйство всех шести региональных филиалов, в том числе полномочия по разработке графика движения пассажирских поездов, предоставлены филиалу «Пассажирская компания» и Департаменту пассажирских перевозок дальнего сообщения АО «Укрзализныця».

Как явствует из информации  «Укрзализныци», для сохранения потенциала железнодорожного транспорта и  с целью сокращения убыточности пассажирских перевозок в условиях дефицита подвижного состава «Укрзализныцей» проводится постоянная работа по эффективному использованию имеющихся перевозочных ресурсов, проводятся мероприятия по оптимизации пассажирских перевозок с учётом анализа существующих пассажиропотоков, технических и технологических возможностей и т.д. Тем самым реализуется приоритетный для железнодорожной отрасли принцип экономической целесообразности и курса на безубыточность  перевозок.

С целью сохранения потенциала пассажирского железнодорожного транспорта «Укрзализныця» вынуждена искать баланс в обеспечении социальных перевозок и предоставлении комфортных условий для пассажиров и принимать меры для снижения убыточности пассажирских перевозок.

Существенно изменить и улучшить ситуацию с состоянием парка пассажирских вагонов можно только при условии выполнения норм статьи 10 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» в части  бюджетного финансирования закупок пассажирского подвижного состава и погашения органами местного самоуправления задолженности по перевозке льготных категорий граждан.

С целью предупреждения риска возникновения  социального напряжения в регионе, для обеспечения перевозки пассажиров в 2017-2018 гг. начал курсировать новый дополнительный поезд № 286/285 Белгород-Днестровский –  Измаил.  При этом расписание указанного поезда разработано с возможностью пересадки на станции Белгород-Днестровский на пригородные поезда до Одессы (В 2018 г. отменён.- Ред.).

В настоящее время АО «Укрзализныця» разрабатывает ввод  в эксплуатацию дополнительных поездов на популярные направления и дополнительные рейсы отдельных поездов, которые будут курсировать в летний период.

Принимая во внимание общественную важность и социальную значимость обеспечения оптимального удобного движения пассажирских поездов в направлении Одесса-Измаил, областная государственная администрация обратилась в Министерство инфраструктуры Украины с предложением взять под  личный контроль ответственных лиц вопрос пассажирских перевозок  железнодорожным транспортом  в направлении Одесса-Измаил и принятие соответствующего решения по урегулированию данного вопроса.

ПРЕСС-ЦЕНТР АДМИНИСТРАТИВНОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ФИЛИАЛА «ОДЕССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

На Ваш запрос от 12.04.2019 относительно вопросов, освещённых в статье («Вояж из пункта «И» в пункт «О». – Ред.) сообщаем, что на вокзале станции Измаил  отсутствует телефонная связь из-за отсутствия кабеля, который находится на балансе «Укртелекома», поэтому на сегодняшний день справки даются билетными кассирами в билетной кассе вокзала. Кроме того, пассажир всегда может обратиться в справочное бюро по вокзалу Одесса-Главная по телефонам (048)727-42-42, 727-15-05 (работает круглосуточно). Подчёркиваем тот факт, что система обслуживания пассажиров является единой в АО «Укрзализныця», поэтому получить ответ на вопрос можно как при посещении вокзала станции, так и дистанционно — по указанным телефонам.

Что до бесплатного туалета,  то он находится на перроне и  отвечает требованиям постановления КМУ № 252. Кроме того, платный туалет имеется на первом этаже вокзала. В наличии также камера хранения ручной клади. Предоставление таких услуг осуществляется билетными кассирами по желанию/обращению пассажиров. Режим работы платного туалета и камеры хранения отвечает  рабочему графику билетной кассы, который разработан на основе производственных возможностей вокзала. Спрос на услуги платного туалета и камеры хранения незначителен, поэтому содержание дополнительной штатной единицы нерационально.

В Одесское ТУ БМЕС (догадайтесь, что это такое. – Ред.) в августе месяце было направлено письмо об удлинении пассажирской платформы на 100 метров. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении функционального структурного подразделения «Одесская дирекция» ЦБМЕС.

По вопросам расписания и возвращения на маршрут поезда Измаил-Одесса, и по другим вопросам, связанным с пассажирскими перевозками, Вам необходимо  обращаться в пресс-центр АО «Укрзализныця»: [email protected], поскольку с  1 апреля 2017 года работает филиал «Пассажирская компания» АО «Укрзализныця», которая и занимается пассажирскими перевозками.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Знаете, уважаемые читатели, что порадовало? За исключением одного, ведомственного текста – редкое  единодушие ответов. Чем не повод для оптимизма? Власть – с народом, значит,  не всё пропало!  Нас слышат,  наши потребности и  нужды известны. Власть разделяет озабоченность пассажиров бессарабского региона, загнанных железнодорожниками в тупик, поддерживает их правомерные требования по возобновлению нормального железнодорожного сообщения между Измаилом и Одессой и даже входит в сношения с  самим ведомством, таким же непробиваемым и неподатливым, как его рельсы и шпалы. Руководители неоднократно обращались, писали и  пишут, ура! Такая солидарность настраивает на боевой лад.  Конечно, было бы интересно ознакомиться с содержанием этой эпистолярной эпопеи, узнать подробности, поскольку результат пока нулевой. Надо полагать,  на обращения Одесской облгосадминистрации должностные лица «Укрзализныци» реагируют чуть серьёзнее, чем на запросы провинциальной газеты, положение дел  объясняют более внятно… 

Но если отбросить иронично-шутливый  тон, воодушевляет главное: мы едины в своём понимании проблемы, в своих устремлениях, вместе мы –  сила,  а потому вместе со словами благодарности за участие в заочном «круглом столе» газеты хочется сказать: «Уважаемые Андрей Вячеславович Абрамченко, Наталья Ивановна Тодорова, Антон Анатольевич Лобан, Сергей Афанасьевич Парпуланский, Светлана Николаевна Шаталова! За вами – более 300 тысяч единомышленников-жителей Южной Бессарабии. Давайте сообща, соединив усилия, призовём «Укрзализныцю» (наиболее деликатное слово в данном случае) уважить наш общий интерес. В конце концов надо же как-то побудить несговорчивое ведомство предметно реагировать на потребности сограждан.   Журналистское сообщество подставит плечо, общественность не останется в стороне. Пожалуйста, скооперируйтесь с депутатскими структурами своих уровней,  с влиятельными персонами в правительстве и парламенте, поищите действенные рычаги воздействия на железнодорожников, – глядишь, что-то получится.  А если ещё и прессу будете информировать о своих усилиях, мы  точно молчать не станем,– информацию разнесём.

С «Укрзализныцей» действительно всё непросто, она стала государством в государстве. Ослабленная вертикаль президентской власти в лице глав администраций ограничена в своих нынешних полномочиях и далеко не всегда может добиться  для людей того, чего хотела бы. Нужна синергия общих действий. Социум  должен ставить вопрос ребром: мы для ведомства  или оно для нас?  Мы для его доходов или оно для наших потребностей?

 Экономическая доктрина «Укрзализныци», нацеленная на  безубыточность, тотальную самоокупаемость всех подразделений, на практике приводит к снижению качества сервиса и упразднению нужных пассажирам маршрутов. Какое-то странное использование рыночных принципов. Сделать  рентабельным всё подряд невозможно.  Перекрывайте убытки доходами иных направлений! Руководство и топ-менеджеры «Укрзализныци», положившие себе заоблачные зарплаты в нищей стране, просто обязаны соответствовать уровню  отраслевых  задач. За такое «вспомоществование», уж будьте добры, как-то сами выкручивайтесь и  обеспечивайте нужные экономические показатели, не полагаясь исключительно на кошелёк и безропотность пассажиров.

В то время как государственное управление  активно осваивает принципы  децентрализации, в ряде ведомств на глазах  общества происходит нечто прямо противоположное: суперцентрализация, сверхконцентрация материальных, финансовых и управленческих ресурсов. Ближайший пример – «Укрпочта» с её упразднениями и сокращениями. То же – на железной дороге. Никакой самостоятельности на местах, вся информация,  нити управления, права, деньги – всё «там»,  на вершине пирамиды. А внизу можно работать по принципу «баба с воза – кобыле легче». Поскольку отсутствие инициативы ненаказуемо.

Яркая иллюстрация таких вот внутриотраслевых нравов –  реакция  директора филиала «Одесская железная дорога» С.С.Никулина на наш запрос.  Газету он своими соображениями относительно восстановления движения поезда «Измаил-Одесса» не удостоил. Но из его пресс-центра мы получили цидулу, которую вы, уважаемые читатели, прочли в подборке публикуемых ответов. Как вы заметили, бумага никем не подписана. Несчастный чеховский Ванька Жуков, писавший «на деревню дедушке», был куда корректнее: «Остаюсь твой внук Иван Жуков». В пресс-центре даже этого не сочли нужным сделать.

Практика общения с внешним миром через подобные фильтры, шокирующая закрытость информации насаждается в «Укрзализнице» осознанно, судя по одесскому филиалу. Это приобретает уродливые, просто абсурдные формы. На местах невозможно получить элементарные,  открытые, социально значимые сведения. Предоставлять их журналистам  запрещает  особый служебный циркуляр, поэтому по любому поводу всех отправляют в пресс-центр, сотрудникам  которого состояние наших вокзальных туалетов, посадочных платформ, средств связи и пр. известно, на удивление, лучше, чем набравшей в рот воды начальнице  измаилького вокзала. Такой себе «испорченный телефон», постперестроечная эрзац-гласность.  Признаемся, мы  никогда не думали, что из офиса Одесской железной дороги может выйти  столь беспомощный, необязательный, откровенно неуважительный по отношению к  тысячам и тысячам пассажиров текст, который иначе как  метким украинским словом «жалюгидный» не назовёшь.

Откуда это безразличие к собственному имиджу?  И в чём причина конкурентного проигрыша автоперевозчикам на трассе Одесса-Рени?

Одна из версий пришла неожиданно.  Однажды мы оказались невольными свидетелями разговора четырёх мужчин, по виду предпенсионного возраста, подсевших в вагон  в Арцизе.  По  терминологии и теме беседы это  были явно железнодорожники, причём люди бывалые.

– А ты что, Вася?   Не слышал? – долетела фраза. –  Пока мы тут корячимся, по измаильской трассе бегают маршрутки нашего одесского начальства. Кому ты нужен с твоей станцией!

Возможно, собеседники пользовались слухами. Но они симптоматичны.  Люди пытаются понять причины  начальственной инертности, так легко уступившей автомобилистам свой пассажиропоток. Нам кажется, это серьёзный повод для руководства Одесской железной дороги озаботиться если уж  не  репутацией  всего филиала, на которую, похоже, махнули рукой, то поберечь  хотя бы репутацию собственную и взять на себя роль локомотива в решении  обсуждаемой проблемы.

Тем временем с материалами о состоявшемся обмене мнениями редакция намерена познакомить министра инфраструктуры Украины Владимира Владимировича Омеляна.