ОВА підсумки

Среди достижений – объем экспорта агропродукции из портов Дунайского региона за прошлый год вырос в 40 раз. Кроме того, за последние 20 лет были начаты пассажирские перевозки через Днестровский лиман. Однако на этом руководство Одесской областной администрации останавливаться не намерено, и на этот год уже запланирован ряд проектов, способных увеличить развитие региона сразу в нескольких направлениях. Об этом сообщает Бессарабия.UA со ссылкой на Одесскую облгосадминистрацию.

Дунайский регион с началом полномасштабного вторжения россиян на территорию Украины принял на себя огромную нагрузку, ведь он по факту остался единственным, у кого была возможность работать, и бизнес стал переориентировать грузопотоки именно сюда.

Как отметил начальник Одесской областной военной администрации Максим Марченко, основным вызовом транспортного сектора Одесчины в 2022 году стало построение новых цепей экспортно-импортной логистики.

«С начала вооруженной агрессии мы четко сконцентрировали деятельность областной военной администрации и, в частности, Департамента морехозяйственного комплекса, транспортной инфраструктуры и связи на решении тех первоочередных задач, которые возникли в условиях военных действий. Для меня как руководителя области было крайне важно немедленно обеспечить функционирование и развитие логистических маршрутов для стратегически важных экспортных и импортных грузопотоков, в частности гуманитарного назначения. Основные задачи были сосредоточены на всесторонней поддержке наших военных, пострадавших регионов страны, в том числе соседней Николаевской области, временно перемещенных лиц, наращивании экономических возможностей и безоговорочно – защите населения и создании благоприятных условий для его жизнедеятельности. В этих непростых условиях, на первых этапах, обеспечена стабильная работа логистических маршрутов отправки зерновых грузов, импорта топлива и гуманитарных грузов через порты Дуная», – подчеркнул Максим Марченко.

По словам директора Департамента морехозяйственного комплекса, транспортной инфраструктуры и связи Александра Гайдука, переработка грузов через дунайские порты Рени, Измаила и Килии выросла в три раза, с 5,5 – до 16 миллионов тонн грузов, в том числе увеличился более чем в 4 раза объем экспорта – с 3 миллионов тонн до 13. Благодаря возвращению контроля над островом Змеиный, с начала июля было открыто движение по каналу устья Быстрое судового хода из реки Дунай в Черное море, что позволило разгрузить рейд канала Сулина и ускорить экспорт зерновых. С июля 2022 по январь 2023 года 600 торговых судов с украинской аграрной продукцией прошли по каналу устья Быстрое, 1020 — вместе с Сулинским каналом. Кроме того, значительная часть грузовладельцев не только пришла на работу в дунайские порты со своим оборудованием, но и некоторые компании даже начали строить и развивать собственные терминалы на Дунае. Это – проекты таких компаний, как ООО СП «Нибулон», которое в июне 2022 года начало строительство дунайского зернового терминала в Измаиле, и сегодня он за месяц обрабатывает 120–150 тысяч тонн, и проект «Кернел».

Из-за новых вызовов времени приходится принимать новые решения. Например, впервые за последние 20 лет были начаты пассажирские перевозки через Днестровский лиман и возобновлено железнодорожное сообщение с соседней Молдовой.

«Сообщение между Белгородом-Днестровским и Одессой затруднено из-за разрушения автомобильно-железнодорожного моста, который неоднократно подвергался ракетным ударам со стороны российских оккупационных войск. Разрушены элементы главных конструкций моста, повреждены элементы пути и плиты автомобильного проезда. Для того чтобы упростить маршрут передвижения между населенными пунктами и позволить быстрее добраться до южных районов Одесчины, летом начал курсировать пассажирский катер между Овидиополем и Белгород-Днестровским через Днестровский лиман. К 30 октября было перевезено 8300 пассажиров. Это произошло впервые за прошедшие 20 лет», — говорит директор Департамента транспорта ОВА.

С целью расширения пропускной способности инфраструктуры в сообщении Украина-ЕС и обеспечения непрерывности перевозочного процесса в период активных военных действий удалось реализовать еще один важный проект в транспортной сфере региона: в конце августа прошлого года возобновлено железнодорожное сообщение с Республикой Молдова, а именно открыт обновленный железнодорожный участок «Березино-Басарабяска» протяженностью 20,9 км.

Также по инициативе Одесской областной военной администрации Службой автомобильных дорог в Одесской области совместно с региональным филиалом «Одесская железная дорога» АО «Укрзалізниця» были проведены ремонтные работы дорожного покрытия на железнодорожном переезде возле Сараты на автомобильной дороге М-15 Одесса-Рени, в том числе установлен его в один уровень с дорогой, а также отремонтированы подъездные пути к нему.

«Это позволило увеличить скорость проезда транспортными средствами переезда, что в свою очередь положительно повлияло на разгрузку указанного участка автомобильной дороги и почти полностью решило проблему пробки, которая до проведения ремонтных работ могла достигать 20 км. Также завершено строительство на площади почти в 5 гектар площадок для отстоя грузового транспорта в Измаильском районе», — отметил Александр Гайдук.

В заключение отметим, что среди основных ключевых задач, которые начальник Одесской ОВА поставил перед Департаментом на 2023 год, самые главные – это восстановление и модернизация объектов транспортной инфраструктуры, поврежденных в результате российской агрессии.

Продолжится работа над реализацией инвестиционных проектов в морских портах Большой Одессы и портах Дунайского пароходства. Также в планах – модернизация Килийского судостроительно-судоремонтного завода и подготовка его к совместному инвестиционному проекту с иностранными судостроительными верфями.

Одним из мощных проектов в будущем должна быть разработка и строительство нового моста через Днестровский лиман и мостовой переход через реку Дунай, в районе существующей паромной переправы «Орловка – Исакча», объединяющей Одесскую область с Европейским Союзом.

Об этом представители Одесской ОВА неоднократно говорили на различных международных форумах. В планах – дальнейшее развитие железнодорожного сообщения между пунктом Джурджулешты на украинско-молдавской границе и румынским портом «Галац» и выполнение эксплуатационного дноуглубления в акваториях портов «Усть-Дунайск», «Измаил», «Рени».

«Когда мы говорим об условиях экономического роста Одесчины, то прежде всего обращаем внимание на развитие ее транспортной инфраструктуры. Одного взгляда на карту региона достаточно, чтобы осознать, насколько удобно географическое расположение Одесской области с учетом торговых потоков. Впереди у нас много работы над повышением показателей качества и сервиса, эффективности перевозок, энергоэффективности, уровня безопасности, влияния на окружающую среду, чтобы все это отвечало современным требованиям. Помешать этим планам стала война, которая очень болезненно ударила по транспортной отрасли не только нашей области, но и всей Украины. Но я убежден, что транспортная отрасль Украины имеет большой потенциал развития, и он будет реализован для развития транспортной инфраструктуры и привлечения в нее международных инвестиций, как можно быстрее после нашей Победы!» – резюмировал начальник Одесской ОВА Максим Марченко.