Дунайський кластер

В прошлом году грузоперевалка через морские порты, расположенные на Дунае — Измаил, Рени и Усть-Дунайск — составила более 16 миллионов тонн. Уже в марте этого года установлен абсолютный месячный рекорд грузоперевалки – 2,8 миллиона тонн, и суточный рекорд – 93,8 тысячи тонн. Об этом сообщает Бессарабія.UA со ссылкой на Министра развития громад, территорий и инфраструктуры Украины Александра Кубракова.

С 24 февраля 2022 года и по сей день большинство морских портов Украины остаются заблокированными. В первые месяцы полномасштабного вторжения единственным морским путем, который соединял Украину с миром, был Сулинский канал — главный судоходный пролив устья Дуная в Румынии. Однако его пропускная способность была крайне низкой — в среднем до трех судов в сутки проходит в украинские порты.

После освобождения острова Змеиный удалось открыть для прохода судов устье Быстрое, расположенное уже в акватории Украины. Это позволило увеличить пропускную способность дунайских портов в 3 раза – до 9 судов в сутки. Эффект для государства составил ориентировочно дополнительных 10 миллионов тонн грузов в год, а для экономики дополнительные $1,5 миллиарда. Удешевление логистики стало крайне важным для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках, значительно пошатнувшейся после начала войны.

Как пояснил Министр, параллельно с этими процессами украинской стороной было принято решение привести в соответствие с историческими эксплуатационными характеристиками украинский участок реки Дунай и осуществить дноуглубление у портовых причалов для возможности принять еще большее количество судов и грузов.

«Результат не заставил себя ждать — доведя максимальную осадку до 6,5 метра (ранее она составляла 3,9 метра) Дунайские порты достигли рекордных 12 судов и 90 тысяч тонн в сутки. Это еще дополнительно составляет десятки миллионов долларов ежемесячно в экономике государства. Также порты развили свою экспортную способность за счет запуска дополнительных мощностей и обработки новой номенклатуры грузов. Так, начата эксплуатация более 20 новых морских терминалов, в частности в Ренийском порту, открылся контейнерный терминал (до этого времени дунайские порты не обрабатывали контейнеры вообще). Кроме этого, увеличили количество лоцманов с 16 до 62» – рассказал министр.

При этом идет работа и над развитием вспомогательной транспортной инфраструктуры. «В начале апреля открыли железнодорожный пограничный переход «Серпневое-1 — Басарабяска», что позволило запустить грузоперевозки по восстановленному железнодорожному участку «Березино — Басарабяска» (Молдова). Благодаря этому мы получаем железнодорожный маршрут в украинские Дунайские порты, в частности Ренийский порт, а наши экспортеры получают удобную логистику в румынский порт Галац и молдавский порт Джурджулешты. Для усиления железнодорожной логистики на дунайском направлении договорились с Молдовой об упрощении контрольных процедур железнодорожного транзита грузов с пунктом отправления и пунктом назначения Украины или Молдовы. Фактически вводится проезд без остановки по территории Украины между пунктами пропуска «Фрикацей — Этулия» и «Рени — Джурджюлешты», что будет способствовать увеличению объема грузов, перевозимых по железной дороге» – рассказал Кубраков.

Чтобы обслуживать нынешний трафик грузового транспорта, Государственное агентство восстановления и развития инфраструктурных проектов работает над планом модернизации участков дорог в Дунайские порты и подъездные пути к пунктам пропуска на границе с Молдовой, общей протяженностью почти 40 км.

«Агентство будет работать над модернизацией КПП Рени. Планируется не только восстановить подъездный путь к нему, но и устроить отдельную полосу для грузовиков, провести капитальный ремонт помещения, обустроить новые санитарные узлы, реконструировать систему водоснабжения и канализации, установить систему сканеров, электронной очереди и т.д.» – рассказал министр.

Чтобы полностью реализовать потенциал Дунайских портов, потребность в инвестициях составляет не менее $120 миллионов и исключительно силами государства их привлечь не удастся.

Именно поэтому критически необходимо участие бизнеса. 17 января Фонд госимущества Украины на онлайн-аукционе успешно отдал на приватизацию государственный стивидорный порт Усть-Дунайск. Это стало первой продажей госстивидора в истории независимой Украины. Стартовая цена в течение аукциона выросла более чем в три раза — с 60 миллионов до 201 миллиона гривен, а за право приватизации порта в торгах соревновались 8 участников.

Международные партнеры готовы инвестировать в порты Дунайского региона. В частности, стартовал совместный проект Министерства инфраструктуры и ЕБРР по исследованию экспортной логистики в Бессарабии.