Сначала вырастили, затратив средства, время и силы, а затем вынуждены выбрасывать. С такой проблемой производителям плодоовощной продукции в Бессарабии приходится сталкиваться регулярно.

В ситуации, когда цену диктуют перекупщики, продажа овощей, выращенных местными производителями, по копеечной (без преувеличения) цене становится нормой. Так, несколько дней назад «тепличникам» в Утконосовке предлагали за килограмм огурцов 50 копеек. При этом на оптовом рынке в Великих Копанях в этот день цена на огурец доходила до 8 гривен. А собранные в коробки помидоры, за которыми не приехали оптовые покупатели, утконосовцы продавали по 3 гривны, в то время как в Одессе цена томатов на опте не опускалась ниже двадцати.

Неудивительно, что в такой ситуации некоторые хозяева предпочитают скормить свою продукцию домашнему скоту или выбросить ее на свалку, чем ждать милости от заезжих оптовиков.

О том, почему так происходит, а главное, как решить проблему, на специально организованной UHBDP (Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства) встрече с малыми и средними производителями витаминной продукции говорил руководитель ООО «Дунайский аграрий» Роман Дяжук.

Фермер с большим опытом работы в производстве органических овощей и фруктов предложил своим коллегам создать региональный бизнес-кластер.

«Мы работаем со всеми сетями супермаркетов Украины, и у нас есть возможность продавать ваши овощи официально. Но, что важно, я не могу купить у вас продукцию, потому что многие из вас не зарегистрированы, то есть работают не в правовом поле. У меня есть желание, чтобы вы работали официально, тогда я смогу у вас купить эту продукцию официально. И когда будет очередной карантин, не дай Бог, когда люди не смогут вывозить продукцию на рынок, вы будете иметь надежный рынок сбыта. Рано или поздно мы все придем к работе с супермаркетами», – обратился к производителям Роман Дяжук.

По словам руководителя ООО «Дунайский аграрий», такое сотрудничество будет взаимовыгодным. У предприятия появится возможность загрузить холодильные камеры, ведь супермаркеты покупают охлажденную продукцию. А фермеры смогут диверсифицировать каналы сбыта и будут иметь больше шансов продать свою продукцию.

Среди других своих задач Роман Дяжук выделил остановку трудовой миграции. Сейчас в “Дунайском аграрии” работает более 100 человек, и все – официально. Предприятие выращивает большой ассортимент культур, наладив работу так, чтобы сезон начинался в марте и заканчивался в марте, а рабочие имели работу весь год.

Кроме того, Роман Дяжук ратует за то, чтобы в местных детских садах и школах детей кормили здоровой органической продукцией или хотя бы местной продукцией, которая славится своими вкусовыми качествами. Однако у производителей нет зарегистрированного бизнеса и, как следствие, возможности участвовать в тендерах.

Еще один вопрос, который затронул Роман Дяжук – развитие территорий, которое невозможно без денег. В данном случае зарегистрированная предпринимательская деятельность – это и возможность продавать овощи официально и стабильно, и возможность наполнять местный бюджет.

«Когда вы скажете: “Постройте в детском саду спортзал”, местная власть вам ответит: “Платите налоги – и будет вам спортзал”. Бюджет громады формируют легально работающие фермеры», – говорит Роман Дяжук.

Даже работая с перекупщиками, выгодно иметь документы. Ведь перекупщик снижает закупочную цену, потому что ему нужно где-то раздобыть документы на овощи.

«Нелегальный плодоовощной бизнес ограничивает и туристический потенциал региона. Так, в местных ресторанах вы не попробуете утконосовские томаты, которые славятся своим исключительным вкусом. Ведь рестораны тоже не могут покупать продукцию у незарегистрированного производителя», – отметил еще один участник встречи, менеджер Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP) Дмитрий Николаев.

«В Киеве в зимнее время или ранней весной люди платят по 100-120 гривен за килограмм томатов. Люди хотят покупать качественную продукцию, но они не могут купить то, что хотят, к примеру, ваши томаты. А на прилавках супермаркета они находят только импортный товар», – подчеркнул он.

«Официально зарегистрированный бизнес может получать 37-43% от цены в супермаркете. Для сравнения: фермеры, работающие в незаконной плоскости, получают 5-20%», – озвучила результаты исследований Александра Гармаш, менеджер межпроектной программ UHBDP.

Кроме того, бизнес-кластер мог бы взять на себя производство качественной тары по цене “бананок”, закупку семян, удобрений, средств защиты растений. Поскольку речь идет о большом объеме средств производства, то и цена на них была бы оптовая, что позволит существенно снизить затраты на производство.

Как отреагируют на предложение местные производители овощей, будет известно позже. Но будем надеяться, что идея Романа Дяжука все же найдет позитивный отклик, и утконосовские помидоры станут официальным брендом, представляющим Бессарабию во всех супермаркетах Украины.