расходыДецентрализация громад увеличила приток денег и полномочий «на места». Каков же результат? Эксперты издания «Зеркало недели» изучили бюджеты южных регионов Украины и сформулировали своё заключение. Бессарабия.UA публикует наиболее значимые тезисы их исследования, с полной версией которого можно ознакомиться по ссылке.

Ощутимым результатом децентрализации стало расширение полномочий органов местного самоуправления и увеличение местных бюджетов. В то же время, замечают авторы исследования, приток денег не всегда обозначает улучшение жизненных условий граждан: важно, как этими деньгами распорядятся представители местных органов. Предметом внимания журналистов стали бюджетные поступления и расходы Одесской, Запорожской, Николаевской и Херсонской территориальных общин в 2018 – 2020 годах, а также их планы на нынешний год. Источником данных послужил веб-сайт Минфина и официальные сайты органов местного самоуправления.

Каковы источники пополнения местных бюджетов? Ими, во-первых, являются налоги на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль, на землю, сборы за участки для парковки. Во-вторых, существуют неналоговые поступления из прибылей коммунальных предприятий, административные сборы за выдачу лицензий и разрешений. Наконец, возможны субвенции и дотации из госбюджета или других местных бюджетов – так называемые межбюджетные трансферты. Ещё местная власть может серьёзно влиять на поступление бюджетных средств, меняя ставки местных налогов, стимулируя развитие бизнеса, привлекая инвестиции и т.д. О качестве её работы свидетельствует изменение доходов бюджетов.

По данным исследования, в 2019 году во всех общинах южного региона, кроме Херсонской, бюджет увеличился, а в прошлом году, наоборот, сократился. В 2020 году налоговые поступления от граждан также увеличились, а объём межбюджетных трансфертов уменьшился. Хотя в 2021 году во всех областных советах прогнозируется рост доходов, предполагается, что он не превысит показатели периода до пандемии коронавируса.

Так, отмечается значительное улучшение планирования доходов и расходов в Запорожской территориальной общине: в прошлом году здесь сократили перерасход средств почти вдвое. Запорожье потратило на 3,9% больше бюджетных средств, чем получило. Значительные трудности с планированием бюджета зарегистрированы в Одессе, где расходы до нынешнего года значительно превышали доходы. Разница составила 7,2%.

В сравнении с 2018 годом повсеместно наблюдалось увеличение доли поступлений от НДФЛ: если три года назад она приносила треть от всех поступлений, то в 2021 году составит половину прибыли.

Громады стали автономнее, о чём свидетельствует увеличение налоговых поступлений и уменьшение межбюджетных трансфертов. В 2021 году доля субвенций и дотаций от государства сократилась более чем вдвое – эксперты «Зеркала недели» считают это признаком большей независимости громад. Наиболее зависимыми от госдотаций остаются Херсон и Николаев.

Повсеместно, кроме Запорожья, третьим по величине сборов стал единый налог. В 2021 году его доля в бюджетах должна составить более 10%. Другой значительный источник доходов бюджета – налог на имущество. В Одессе он составляет 8,7% общего дохода.  От 1,4 до 4,4% бюджетов общин составляет доход от бюджетных учреждений. К этому прибавляются поступления от реализации подакцизного табака, алкоголя и топлива, доходы от растаможивания автомобилей.

Создавая благоприятные условия для работы предпринимателей, местные власти стимулируют увеличение взимаемых с них налогов – НДФЛ и единого налога. Один из способов поддержки предпринимателей – программы социально-экономического развития, в которых местные депутаты определяют, каким образом городская власть улучшит условия ведения бизнеса. Информация о возможностях общественного обсуждения проектов подобных программ обычно публикуется на сайтах органов местного самоуправления.

Грамотное расходование средств – не менее сложная задача, чем увеличение доходов. Деньги должны тратиться на потребности общины, ведь она выплачивает налоги из собственного кармана. Поэтому приоритетным должно быть обустройство инфраструктуры, поддержка образовательных учреждений, развитие медицины и прочих приоритетных для граждан сфер жизни.

В нынешнем году для всех городских советов приоритетным оказалось образование. В Одессе расходы на него составят до 44,4% всех трат. При этом расходы на образование делят между собой местный и государственный бюджеты.

Следующий приоритет местных громад – жилищно-коммунальное хозяйство: обеспечение жителей качественной питьевой водой, теплом, вывозом мусора и прочие услуги. В Одессе доля расходов на ЖКХ составляет 11%.

расходыРасходы на здравоохранение и социальную защиту в Одессе и Николаеве первоочередными, увы, не стали. В Одессе предпочтение отдаётся строительству и программам регионального развития. А Запорожье и Херсон потратят на здоровье своих налогоплательщиков 5,1 и 2% соответственно: это значит, что больше денег направят на лечение больных сахарным диабетом, обеспечение кислородом больных с коронавирусом и поддержку медучреждений.

Авторы исследования уверены в главном: каждый житель того или иного города и села обязан интересоваться тем, насколько правильно используются его налоги. Зная специфические проблемы своей общины, каждый может выяснить, эффективно ли они решаются. Если возникают подозрения, что местная проблематика игнорируется ответственными лицами, граждане способны влиять на поведение власть имущих. В таком случае возможна организация общественных слушаний, подача собственных проектов на конкурсы общественных бюджетов, направление официальных обращений представителям власти, проведение уличных акций, привлечение внимания общественных организаций, масс-медиа, известных общественных деятелей и т.п.