мусор рени

Что произойдет, если в городе вовремя не будет вывозиться мусор? Поначалу содержимое разорванных пакетов и брошенное возле контейнеров растащат собаки, а затем одна за другой начнут появляться стихийные свалки, сеющих смрад и болезни. Руководитель ренийского предприятия, занимающегося вывозом твердых бытовых отходов, сегодня делает все возможное, чтобы город миновала такая участь. Валерий Онищенко рассказал журналисту Бессарабия.UA о причинах, вынуждающих сегодня бить тревогу.

Любой цивилизованный человек понимает, что жить и не производить мусор – невозможно. И логично, что его нужно куда-то девать. Выносим ли мы отходы в «свой» день на улицу в пакете, или же, полагая, что хитрее всех, вывозим их и выбрасываем в контейнер чужого двора, — так или иначе, мы их куда-то деваем. А обслуживающая компания, так или иначе, их вывозит. Потому абсолютно обоснованно требование, изложенное в «правилах благоустройства», гласящее, что каждый житель населенного пункта обязан заключить договор с предприятием, вывозящим мусор, и обязан оплачивать эту услугу.

Все просто и справедливо: мы выносим на улицу мусор, компания его вывозит, мы оплачиваем ее услугу. За небольшую месячную плату имеем возможность жить в чистоте и не думать о том, куда девать бытовые отходы.

Тариф на вывоз мусора в Рени сегодня очень низкий: в квартирах – 15 грн с человека, в частном секторе – 20 грн (с учетом того, что при наличии придомовой территории мусора собирается больше). Отходы вывозятся со всех улиц и переулков города.

Однако, даже несмотря на это, ренийцы неохотно заключают договора и еще менее охотно оплачивают услугу. К каким способам только не прибегали коммунальщики, чтобы мотивировать горожан, но сознательность местного населения в этом плане не сильно выросла…

На сегодняшний день заключено 5184 договора, включающих 10946 лицевых счетов. Отмечу, что договора заключаются как индивидуальные с каждым абонентом, так и коллективные – с ОСМД (объединениями собственников многоквартирных домов). Последние платят за объем вывозимого мусора, а не за человека.

Помимо проблем с несвоевременной абонентской оплатой есть и другие факторы, наращивающие убытки предприятия. И, прежде всего, это размер тарифа, который уже не актуален. Его компания подавала на утверждение в ноябре 2020 года, а утвердили его в августе 2021 года. С того времени выросла и минимальная зарплата, и топливо взлетело в цене, увеличились и прочие расходы. Кроме того, с началом войны в городе за счет переселенцев резко возросло количество  жителей, а значит, стали больше и объемы мусора. А между тем платят за вывоз ТБО как и раньше – приезжие по причине того, что не зарегистрированы в городе, договора не заключают и услугу не оплачивают.

Со слов Валерия Онищенко, сегодняшние расходы раза в три превышают доходы – 600 тыс. грн против 200 тыс. грн. Таким образом, ежемесячный убыток достигает 400 тыс. грн. До войны он составлял 200 тыс. грн. Поднимать же тарифы в военное время предприятие не имеет права.

На вопрос, почему «Водоканал» выполняет не свойственную ему функцию, Валерий Михайлович ответил, что до 2015 года мусор вывозило ЧП Гросу, а позже ЧП Шевченко. У них на балансе была коммунальная техника, которую они и задействовали в работе. Когда же предприятия закрылись, мусоровозы загнали во двор водоканала «на время» — до тех пор, пока найдут частника, который этим будет заниматься, мусор ведь невозможно остановить. А вскоре в штат КП «Водоканал» ввели водителей и грузчиков для уборки мусора. И так закрутилось…

«Ни в одном городе Украины водоканалы эту услугу не оказывают, это относится к благоустройству, и уборкой мусора должна заниматься жилищно-коммунальная служба. С 2018 года, как я пришел работать, мы оказываем эту услугу. И каждый раз на конкурсе мы – единственные участники. В городе больше нет ни у кого машин для оказания этих услуг, поэтому никто не участвует», — поясняет Валерий Онищенко.

А теперь о главной головной боли сотрудников «Водоканала», непосредственно занимающихся вывозом мусора, – о технике. В наличии есть три мусоровоза. МАЗ — самый новый, был приобретен в 2018 году. Он обслуживает длинные улицы и городские предприятия. Другие два — старые ГАЗ-3309 2007 года выпуска. Один из них вывозит мусор из частного сектора, второй – из дворов многоэтажек.

«Эти машины уже разъедены ржавчиной. Кузов постоянно латаем, усиливаем швеллерами. То гидравлика сломается, то цилиндр заклинит, то рессора отвалится. В измаильском «Жилсервисе» постоянно прошу запчасти. Хорошо, что они помогают, у них больше техники, дают пока в долг. Ремонтируем два-три раза в неделю. Поскольку резервной машины у нас нет, приходится чинить ночью, чтоб утром выйти на участки. Бывает, срывают графики работ. Если машина поломана, мне приходится в ЖКС брать трактора и набирать людей, чтоб шли убирать. Эти машины больше приносят расходов, чем дохода. А вот мусоровоз МАЗ, который мы взяли в 2018 году, просто обслуживаем: скаты, масло, расходники», — рассказывает руководитель.

Наряду со старой разваливающейся техникой есть проблема и с такими же по состоянию мусорными контейнерами. Большая их часть уже изношена — поржавела, разрушена коррозией. Происходит это еще и по вине некоторых жильцов, сжигающих мусор в баках, отчего впоследствии образуются дыры. Да и имеющегося в наличии количества контейнеров не достаточно для качественного обслуживания многоэтажек.

«Латаем их, лепим. Хотим перейти на евроконтейнера — пластиковые с крышкой. Наши контейнера – это еще Советский Союз. Стараемся от него уйти, но по шею все равно в нем», — сетует В. Онищенко.

Валерий Михайлович к вышесказанному добавил, что мусорная проблема на сегодняшний день уже вышла за границы города. Речь идет об объездных дорогах с огромным количеством фур. «Водоканал» установил по периметру пять мусорных баков, из которых ежедневно забирает отходы, причем, бесплатно. Но это особо не спасает ситуацию, поскольку такое количество контейнеров – лишь капля в море, и отходы продолжают накапливаться.

«Мусор оттуда мы вывозим практически каждый день. Его бросают в посадки. Сейчас все закрыто, и этого не видно. Когда уедут, по обочинам будет везде мусор. Там могут возникнуть стихийные свалки», — делится прогнозами начальник «Водоканала».

Выход из сложившихся обстоятельств Валерий Онищенко видит в поступлении дополнительной техники и контейнеров. По его словам, предприятие готово взять все это в аренду, хотя бы на время.

«Нам очень нужны контейнеры и мусоровозы. Я уже обзваниваю коллег по другим городам Украины. Просим хотя бы в аренду дать. Во многих городах, откуда люди уехали, техника ведь освободилась. Мы и в Румынию звонили, но ответов пока нет», — говорит Валерий Онищенко.

Ситуация с мусором в Рени, как видим, сложилась патовая. Маленький провинциальный городок не был готов к приему такого количества людей и грузового транспорта. Однако всеми силами пытается сохранять прежнюю чистоту и порядок. Надеемся, что в столь трудное для всей страны время найдутся те, кто подставит плечо гостеприимному городу и поможет столь нужной для них техникой. Хотя бы на период тяжелого военного времени.