«Экономическая правда» опубликовала статью народного депутата Александра Домбровского, возглавляющего правление общественного союза «Global 100 RE Ukraine», где он предостерегает правительство от принятия решения по ретроспективному снижению «зеленого тарифа» для электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В своей публикации автор развенчивает ряд мифов о зеленой генерации.

Миф 1. Зеленая энергия дорогая. Годовой отчет за 2018 год, подготовленный известным аналитическим агентством Lazard, показал, что возобновляемая энергетика продолжает дешеветь. Стоимость же электроэнергии, полученной методом сжигания углеводородов, осталась на уровне 2017 года. Стоимость производства электроэнергии агентство Lazard рассчитало путем деления общих расходов по эксплуатации за весь период работы на объем энергии, выработанной за этот же отрезок времени.

Самой дешевой оказалась в 2018 году ветровая энергея — 29-56 долларов стоит мегаватт-час; за ней следует солнечная — 36-44 долларов, угольная — 60-143 долларов, атомная — 112-189 долларов.

Александр Домбровский указывает на причины ошибочности выводов противников зеленого тарифа.

1) Сравнивают стоимость электроэнергии от уже существующих и практически амортизированных традиционных электростанций с новыми электростанциями на ВИЭ, в стоимости электроэнергии которых значительную долю занимает амортизация оборудования. Сравнивать же надо или новое с новым, или существующее с существующим.

2) В стоимость электроэнергии от существующих электростанций не входит много важных составляющих этой стоимости. Например, в цену атомной энергии не заложена стоимость захоронения отработанного ядерного топлива и вывод АЭС из эксплуатации. За это придется заплатить из бюджета.

3) Существующее оборудование традиционных электростанций не всегда соответствует современным экологическим требованиям и стандартам. Например, угольные электростанции в Украине не оборудованы современными системами сероочистки. Их стоимость не включена в угольный киловатт-час.

4) Продолжается явное и неявное субсидирование традиционных электростанций. Только в этом месяце правительство выделило 1 млрд грн на поддержку угольной отрасли. Но этого и других подобных вливаний нет в цене угольной электроэнергии.

При корректном сравнении электроэнергия из ВИЭ конкурентна по сравнению с традиционной. С удешевлением технологий зеленая энергия будет выигрывать еще больше.

Преимущество ВИЭ возрастет, когда большинство стран введет налог на выбросы (СО₂).

Миф 2. Зеленая генерация приведет к значительному росту цен на электроэнергию в Украине.

Закономерно, что строительство любой новой генерации приводит к росту существующих цен на электроэнергию в Украине. Но мы не должны отказываться от нового поколения, ведь большинство существующих электростанций уже отработало 40-50 лет и подлежит замене в ближайшее время. Причем, при строительстве объектов на ВИЭ этот рост будет самым низким из альтернативных сценариев (строительство новых угольных, атомных или газовых электростанций).

Звучит тезис, что нужно или повышать тарифы на электроэнергию на 5 копеек, или снижать зеленый тариф. Мы выбираем повышение на 5 копеек и строительство вследствие этого нового поколения на ВИЭ.

Миф 3. В Украине самые высокие в мире зеленые тарифы на электроэнергию из ВИЭ. Рентабельность электростанций на ВИЭ в Украине составляет более 300%.

Это не так. Зеленый тариф (ЗТ) на электроэнергию из биомассы (БМ) и биогаза (БГ) в Украине существенно ниже по сравнению с большинством стран ЕС. Украина находится на 13 месте среди 15 стран ЕС, использующих ЗТ как средство стимулирования производства электроэнергии из БМ и БГ. Ниже нас ЗТ на электроэнергию из биомассы и биогаза имеют только Португалия и Словакия.

Относительно ветра мы тоже не первые. Причем стоит учесть, что кредитные ставки в Украине значительно выше, чем в странах ЕС. Соответственно, при одинаковом уровне ЗТ инвесторы в Украине смогут окупить свои вложения значительно позже.

Средняя рентабельность электростанций на ВИЭ в Украине составляет 20%, срок окупаемости — 5-6 лет. Учитывая, что 7-8% нужно отдать банку в случае кредита, это минимально возможная рентабельность, которая еще интересует инвесторов.

Миф 4. Единственное решение вопросов балансирования энергетической системы – ограничение в ней доли зеленой электроэнергии.

С проблемами интеграции большой доли ВИЭ в энергетические системы сталкивается не только Украина. Переход к энергетике на базе 100% ВИЭ, к которому уверенно движутся другие государства, сопровождается такими тенденциями: функция базовой нагрузки постепенно переходит к ВИЭ; традиционная генерация замещается маневренной.

Возможными источниками гибкости для такого перехода могут послужить: ГЭС / ГАЭС; интерконнектор; накопители; маневренные ТЭС.

Все они могут быть задействованы в Украине. На развитых конкурентных рынках электроэнергии сам рынок создает спрос на маневренные мощности, и инвесторы строят их.

На регулируемых и недостаточно конкурентных рынках электроэнергии, к которым относится и Украина, вероятно, требуется создание четких стимулов для инвесторов вкладываться в маневренные мощности.

Миф 5. Зеленая генерация не решает ни одну из проблем энергосистемы и экономики Украины.

Напротив, развитие ВИЭ приведет к следующим позитивным изменениям:

1) Украина уменьшит, а в перспективе остановит импорт энергоносителей. ВЭС и СЭС не имеют топливной составляющей, после окупаемости текущими затратами остаются зарплата и профилактические ремонты. В тепловой или атомной энергетике 70% себестоимости составляет топливо. Солнце и ветер будут играть ведущую роль в вытеснении импортного топлива в электрогенерации, а биомасса — при производстве тепловой энергии и на транспорте.

2) Создадим новый инновационный кластер украинской экономики, новые рабочие места, новые машиностроительные заводы.

3) Повысим энергетическую безопасность и независимость страны.

4) Получим новую генерацию на основе ВИЭ на замещение отработанной традиционной, которую, в любом случае, нужно чем-то замещать.

5) Улучшим экологию, продолжительность и качество жизни в стране.

По законопроекту № 2236-2

Если этот законопроект будет принят, это отпугнет инвесторов не только от энергии солнца и ветра, а от всех ВИЭ, потому что Украина не гарантирует выполнение своих обязательств. Если законодатели хотят что-то подобное делать, они должны вводить такие нормы через 1-2 года после введения в действие закона, чтобы инвестор мог их учесть при построении своих объектов.

Если мы допустим сейчас приостановление развития крупных электростанций на ВИЭ в Украине, мы тем самым закроем путь для развития всех ВИЭ в Украине.