Январский локдаун ознаменовался введением новых требований к работе бизнеса, которые возмутили не только рядовых потребителей и владельцев торговых точек различных форматов, но и многих экспертов в сфере экономики, коммуникации, гуманитарной и информационной политики.

Так, согласно требованиям правительства, в период с 8 по 24 января в обычном режиме могут работать супермаркеты, если в них не менее 60 процентов площади отведено под размещение продуктов питания, лекарств, средств гигиены и связи. Кроме еды в таких заведениях разрешено торговать ветеринарными препаратами, кормами, семенами и средствами по уходу за растениями, а также бытовой химией и печатной прессой. Последние две группы перед введением локдауна стали предметом ожесточенных споров, но, тем не менее, были включены в список разрешенных товаров. А вот одежду, посуду, бытовую технику и другие предметы, необходимые людям в повседневной жизни, правительство разрешило продавать только онлайн с организацией доставки.

Уже вечером 7 января сеть облетели фотографии витрин супермаркетов, заклеенных яркими запрещающими лентами. Вне закона оказались не только носки, колготки, чашки и карандаши, но даже и по какой-то причине шампуни, мыло и другие средства гигиены. А с утра 8 января покупатели, пришедшие за продуктами, столкнулись с невозможностью купить пакеты, в которых можно унести свои покупки.

Сложившаяся ситуация стала поводом для возмущения большинства потребителей. Правда, нашлись и те, кто попытался обернуть все в шутку, мгновенно наполнив сеть картинками, объясняющими покупателю, что коронавирус живет исключительно в батарейках и лампочках.

Как обстоит ситуация с реализацией попавших под запрет категорий в Измаиле, выясняли журналисты Бессарабского медиахолдинга. Для этого мы посетили магазины, специализирующиеся на продаже различных товаров: продуктов, косметики и бытовой химии, а также бытовой техники и средств связи.

Исследование было начато с визита в магазин «Блеск и ведро», принадлежащий торговой сети «Таврия В». Заходя в помещение, мы ожидали увидеть запрещающие таблички и ленты как минимум на трети прилавков. Однако ничего подобного в торговом зале не оказалось. На наш вопрос о том, можем ли мы приобрести пресловутые носки, продавец вежливо ответила, что никаких ограничений в продаже товаров в магазине нет.

Вслед за тем мы посетили продуктовые магазины торговых сетей «Корона» и «Мрия». И там, и там средства гигиены и бытовой химии были в свободном доступе. Кассиры в обоих магазинах рассказали нам, что их руководство в эти дни продажи не ограничивало.

Абсолютно такую же картину мы обнаружили и в супермаркете «Таврия».

Против наших ожиданий никакого запрета на продажу текстиля и аксессуаров мы не увидели и в магазинах торговых сетей «Ева» и «Простор». Абсолютно свободным оказался доступ ко всем товарам и в магазине «Точка чистоты», где кроме бытовой химии и средств гигиены можно приобрести посуду и сувениры.

Продавцы в «Еве» и «Просторе» рассказали нам, что в последние дни к ним часто заходят покупатели, возмущающиеся введенными ограничениями на продажу товаров в «АТБ». Понять таких людей не сложно, ведь многие привыкли все необходимое покупать в одном месте, а теперь им приходится ходить с большими сумками по нескольким магазинам.

В супермаркете «АТБ» корзины и полки с товарами, не относящимися к продуктовой группе, действительно оказались отгорожены от посетителей яркими лентами. На наш вопрос, можно ли купить пачку салфеток, продавец ответила, что можно. И вежливо, хоть и уставшим голосом, добавила, что купить можно все из «перечеркнутого» ассортимента.

Объяснение происходящему мы нашли в распоряжении Измаильского городского совета от 4 января текущего года. Подпункт 1.1 этого документа, в частности, гласит: Торговая деятельность другими группами товаров может производиться только при условии соблюдения соответствующих санитарных норм и противоэпидемических мероприятий и/или с осуществлением адресной доставки заказов.

Отметим, что, по мнению экспертов, введенные ограничения на продажу товаров, от которых сейчас страдают жители всей Украины, могут возыметь обратный эффект. Избежать скопления народа они не помогают, ведь разрешенных мест посещения не так уж и много, а люди сосредотачиваются в них толпами. Специалисты, изучающие поведение потребителей, утверждают, что основная масса покупателей приходит в супермаркет не за одним товаром, а сразу за несколькими. И от того, что на продажу части выставленной продукции будет наложен запрет, количество посетителей не уменьшится. В то же время использование возможности продавать товар посредством онлайн-заказов приведет к скоплению людей в почтовых отделениях и пунктах выдачи.

Соглашается с ними и директор супермаркета бытовой техники «Эльдорадо» в Измаиле Евгений Никула. Сегодня доступ к большей части товаров в торговом зале магазина закрыт согласно введенным на время локдауна ограничениям. К примеру, пройти в отдел так называемой крупной бытовой техники (холодильники, плиты) вы не сможете. Желающих купить миксер, блендер или микроволновую печь к соответствующим полкам тоже не пропустят. Но эти же товары можно заказать онлайн и забрать прямо из магазина.

При этом в свободном доступе в супермаркете находятся средства связи, к которым относятся не только мобильные телефоны и смартфоны, а также вся техника, в том числе и телевизоры, с помощью которой можно подключиться к глобальной сети. Наушники, внешние аккумуляторные батареи, шнуры и переходники – все эти предметы являются необходимыми для обеспечения качества связи, поэтому их продажу тоже сегодня нельзя ограничить. Без проблем в «Эльдорадо» продаются пылесосы, увлажнители воздуха, фены и приспособления для завивки или выпрямления волос. Первые теперь классифицируются просто как средства гигиены, вторые – как средства личной гигиены.

Мы не беремся искать логику в каких-либо ограничениях, наложенных правительством на продажу товаров во время локдауна. Как показала практика, большую их часть можно обойти, пусть и с некоторыми неудобствами.

Однако не стоит забывать, что коронавирус от этого не становится менее опасным, а соблюдение норм гигиены является основным условием предотвращения распространения заболевания. Как раз товары в магазинах, независимо от того, к продуктовой или непродуктовой группе они относятся, являются источником повышенной опасности заражения, так как до момента попадания в покупательскую корзину к ним могут прикоснуться десятки людей. Поэтому носите маски, соблюдайте дистанцию, пользуйтесь антисептиками и будьте здоровы!