На состоявшейся 31 мая с.г. акции протеста против повышения тарифов на водоснабжение измаильчане, наряду с требованиями навести порядок с подачей чистой воды в дома, поднимали ряд других вопросов, касающихся оказания качественных жилищно-коммунальных услуг. Говорили, в частности, о непрозрачности тарифов на отопление, а также о неправомерности и экономической необоснованности так называемой абонплаты или условно-постоянной части тарифа, которую жители многоэтажных домов должны платить круглогодично.

У жильцов нашего «злого дома» (аналогия с телепередачей экс-министра ЖКХ Алексея Кучеренко) по проспекту Мира,1, есть печальный опыт борьбы с коммунальной вакханалией. Мы неоднократно писали статьи в местные СМИ, письма руководству КП «Измаилтеплокоммунэнерго», «Жилсервис» и др. Приводили расчеты, которые явно показывали переплату за оказанные услуги, требовали соблюдения наших законных потребительских прав. Но… в лучшем случае в ответ получали формальные отписки, а то и вовсе гробовое молчание.

Можно было бы уже опустить руки, чему несказанно обрадовались бы коммунальщики. Однако мы в очередной раз произвели расчеты по итогам прошедшего отопительного сезона и снова убедились в необоснованном завышении тарифов. Итак, смотрим таблицу. Расчеты произведены на примере квартиры площадью 61,2 кв. м в доме по пр. Мира, 1, оборудованном прибором учета тепловой энергии.

Глядя на эти цифры, мы видим, что в оплаченной сумме за весь отопительный сезон соотношение составляет: материальные затраты – 76,8 % и абонплата – 23,2 %. Вполне реальные цифры, если не учитывать, что платить абонплату следует круглый год. А это дополнительно (считаем): 7 мес. х 359,86 = 2519,02 грн плюс обслуживание внутридомовых сетей – 7 мес. х 34,88 = 244,16 грн.

Всего оплате подлежит 2763,18 грн, причем (подчеркиваем) без получения каких-либо услуг!

Сравним соотношение материальных затрат и абонплаты за год:

— материалы (газ, вода, электроэнергия) – 5579,78 грн. (57%)

— абонплата за фактически оказанные услуги…– 1683,76 грн.  (43%) 

— абонплата за непредоставленные услуги …– 2519,02 грн.

Итого абонплата за год составляет 4202,94 грн или 43% от общей суммы платежей. А она не должна превышать 20%. Эту цифру озвучил премьер В. Гройсман на заседании Кабинета министров Украины.

Отсюда вывод: двухставочный тариф волевым решением, без согласования с общественностью ввели для того, чтобы незаконно принуждать горожан платить условно-постоянную часть тарифа (абонплату), а также за обслуживание внутридомовых сетей и, как результат, безнаказанно обворовывать население.

В соответствии с нормами Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и Правилами предоставления услуг централизованного тепло-водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Кабинета министров Украины 21.07.2005 г., №630, потребитель должен платить за фактически потребленные жилищно-коммунальные услуги, а в случае установки домового прибора учета тепловой энергии – по его показаниям в течение отопительного периода.

Да, законодательные акты о местном самоуправлении и децентрализации позволяют на местах рассчитывать и утверждать коммунальные тарифы. Но все это, повторяем, должно быть прозрачно, с соблюдением законодательства Украины. Мы должны знать, за что платим немалые деньги, а депутаты в свою очередь, перед тем, как утверждать тарифы, должны научиться хотя бы считать и логически мыслить. Ибо с точки зрения «банальной эрудиции» среднестатистического потребителя непонятно следующее: тепло измеряется в Гкалл, оплачивается за квадратный метр, а расходуется на метр кубический. Напрашивается закономерный вопрос: куда дели истину? По всей вероятности, спрятали поглубже и подальше от народа, чтобы легче было его обирать.

Такая же непонятная ситуация с тарифами на обслуживание домов. Почему жители многоэтажек должны платить 74 копейки с каждого кв. м жилой площади за освещение мест общего пользования, а значит, дворов и улиц? Нам кажется, это должно оплачиваться из городского бюджета, как это делалось ранее. Для чего тогда население платит налоги?

Нет логики и в пункте «Вывоз твердых бытовых отходов», где стоимость услуги рассчитывается тоже исходя из 1 кв. м жилой площади. Спрашивается, есть разница в объеме мусора, если в квартире с одинаковой площадью проживает пять или один человек? Думается, есть. Предлагаем расчет тарифа производить исходя не из квадратных метров, а из количества проживающих.

Несмотря на неоднократные обращения, руководство «Жилсервиса» так и не удосужилось дать подробную расшифровку, какие работы, расценки и сроки их исполнения входят в пункт «Уборка придомовой территории». Также хотелось бы получить ответ, почему не делается перерасчет всем жителям домов, в частности нашего, при отсутствии ежедневной уборки двора?

Нельзя не добавить комментарий к вопросам возмущенных жителей, которые они задавали мэру города А. В. Абрамченко на акции протеста против повышения тарифов на водоснабжение. Население до сих в шоке от резкого роста тарифа на обслуживание внутридомовых сетей с 0,20 до 0,57 грн за 1 кв. м (?!), который ввели в феврале текущего года, а тут  новое повышение цен на воду.

Давайте посчитаем. В среднем человек расходует 4 куб. м воды в месяц, а это (4 куб.м х 21,25 грн = 85 грн плюс плата за обслуживание внутридомовых сетей (ОВДС) 36,6 грн.) Получается 121,6 грн. за 4 куб м воды, т. е. 1 куб. м стоит 30,4 грн. В цене воды заложено 43% ОВДС!!! Кроме как наглым грабежом, это не назовешь. Да за такие деньги у нас в подвале все трубы должны быть позолоченными. В нашем доме – 9286 кв. м. Умножаем на 0,57 грн. и получаем 5293 грн. ежемесячно, а за год – 63516 грн. Неплохая плата за «стояк» только по одному дому, а сколько таких в Измаиле?!! А ведь это деньги целевые и должны учитываться отдельно, не говоря уже о практике отчета перед жителями города о проделанной работе, о которой давно уже забыли. Ведь помимо экономических показателей, в тарифах должна быть заложена еще одна условная составляющая – доверие потребителя к процедуре тарифообразования. Его нет и в помине.

От редакции. Журналисты Бессарабского медиа-холдинга предлагают руководителям служб, указанных в публикации, самостоятельно отреагировать на письмо измаильчан и аргументированно изложить обоснование утвержденных в Измаиле тарифов на коммунальные услуги. В случае отсутствия реакции мы продолжим разговор с участием специалистов другого уровня компетенции.