Проблема, о которой говорится в этой статье, возникла не вдруг. Она была актуальна многие годы и со временем только усугублялась. Так получается, что обостряется она именно в летнее время. В нынешнем году перечень неблагоприятных факторов, являющихся раздражителем для людей, пополнился. Другое дело, что социальные сети – эдакая виртуальная реальность, где каждый может высказаться, сокрушаясь ненасытностью бизнеса, равнодушием власти или бездеятельностью правоохранительных органов, становятся своеобразным молниеотводом, снимающим социальное напряжение в обществе, что приводит к затягиванию необходимых решений и принятию мер.      

Место, где возникла проблема – Килия, достаточно протяженная магистральная улица Победы. Период, когда наиболее остро эта проблема проявляется – лето, вечернее и ночное время. Речь идет о превышенном шумовом фоне и вибрации при движении большегрузного транспорта (фур) по проезжей части, вызывающих дискомфорт у людей, живущих в домах вдоль дороги. Причина – неудовлетворительное, а местами разрушенное дорожное покрытие.

Тема банальная. С этим сталкиваются – борются или мирятся – во многих населенных пунктах, в пределах которых есть крупные предприятия, куда регулярно доставляются грузы автомобильным транспортом. А разрешение проблемы в каждом конкретном случае зависит от активности общественности, способности местной администрации воздействовать на ситуацию, зависит от финансовых возможностей бюджета, наличия влиятельных покровителей.

У Килии в этом плане не все складывается. На берегу Дуная, в том числе и в центральной части города, в такие объекты как порт, элеватор, нефтебаза, ООО «Титан» регулярно едут загруженные зерном, нефтепродуктами, промсырьем фуры, общий вес которых может превышать 40 тонн. Маршруты движения транспорта пролегают улицами Победы, Портовая, Богдана Хмельницкого. Состояние дорожного покрытия – бетонных плит, уложенных более 30 лет назад, или асфальта – такое, что скорость и способ движения автомобилей приводят к жуткому грохоту и тряске в ближайшей округе. А в пределах слышимости скрипа и грохота, физического ощущения вибрации живут несколько сотен человек. Причем наибольшее такое воздействие на психику людей и малолетних детей происходит, как правило, в темное время суток среди так необходимой тишины. 10 – 15 машин, трясущихся под окнами за ночь, достаточно, чтобы отдых стал мучением.

Что может сделать общественность? Пока возмущение сводится к серьезной озабоченности, выражающейся в устных и письменных обращениях граждан в горадминистрацию Килии. В социальных сетях иногда проскальзывают призывы перекрыть улицу, чтобы препятствовать проезду большегрузного транспорта к предприятиям, но для этого, видимо, недостаточно количества жителей, готовых проявить решительность.

Как действуют правоохранители? У полиции, судя по всему, нет формальных оснований привлекать к ответственности водителей во время проезда по улицам города. Транспорт перемещается по улицам в разрешенное – ночное – время, когда воздействие веса машин на остывшее асфальтовое покрытие некритично. Но ведь в пределах Килии это, как бы, не актуально. Кроме того, для фиксации факта перегруза (предельный вес – 24 т.) необходимы весовые комплексы, которых у полиции нет, чтобы выписывать штрафы.

Если говорить об ответственности транспортных компаний – перевозчиков, то тут все просто. Им дешевле предусмотреть в расходах оплату штрафа 2 — 3 раза за машину в несколько тысяч гривен за условный перегруз, чем разделить этот груз и везти двумя транспортными средствами.

Что должна бы сделать городская власть? Административные меры точечны и не эффективны. Воззвать к милосердию перевозчиков в надежде на снижение интенсивности движения – значит ударить по бюджету порта и города. Строить объездную дорогу вокруг Килии даже в среднесрочной перспективе нереально. Наиболее простое, с точки зрения организации, решение – привести твердое покрытие проблемных улиц в надлежащее состояние, чтобы ямы и разбитые стыки бетонных плит остались в прошлом. Но это тоже не один десяток миллионов гривен, которых в городе, районе и области нет. Достучаться же до центральных исполнительных органов со своей проблемой депутаты Килийской ОТГ на этапе перезагрузки власти пока не могут.

По словам городского головы Килии Павла Бойченко, на состоявшейся 23 июля внеочередной сессии горсовета было принято решение ограничить движение транспорта весом свыше 23 т. в дневное время, с 10.00 до 21.00 часов. Проезд улицами большегрузного транспорта в ночное время разрешен со скоростью не более 20 км/ч при условии так называемого оперативного контроля – сопровождении фур в пределах города машинами предприятия, которое груз принимает.

Появились некоторые перспективы и в плане ремонта проезжей части. 1,5 млн. гривен изыскано на ямочный ремонт. Кроме того, компания «Краншип» выявила готовность за свои средства отремонтировать небольшой участок дорожного полотна проблемной улицы. Все масштабные планы остаются на перспективу в надежде на плодотворное участие новоизбранного народного депутата по 141 округу Александра Ткаченко от партии «Слуга народа».