Ноябрьское повышение стоимости природного газа вызвало среди жителей Измаила своего рода панику при помощи «сарафанного радио», распространившее слухи о том, что якобы с января 2020 года нужно ожидать существенный скачок тарифа до 10-12 грн. А пока измаильские абоненты в этом месяце должны заплатить 6,65732 гривен за один кубометр голубого топлива (в ноябре 2018 году – 8,55 грн за 1 м³).

Не секрет, что на такого рода известия болезненнее всего реагируют пенсионеры, которые зачастую находятся в своеобразном информационном вакууме. А более молодое поколение не спешит их в этом разубеждать, ведь у них тоже свои претензии к горгазу – до сих пор к ним приходят уведомления о прекращении газоснабжения в связи с большими суммами несуществующей задолженности.

Журналист Бессарабского медиахолдинга решила разобраться в этих двух неоднозначных моментах, которые вызывают обеспокоенность городских потребителей. А очень часто – и недомогание у людей преклонного возраста из-за нервного напряжения в связи с распространением непроверенной информации.

На интересующие нас вопросы ответил начальник Измаильского управления эксплуатации газового хозяйства (УЭГХ) ПАО «Одессагаз» Николай Биляй.

«Письма счастья» с мифическими долгами

Как заверил нас Николай Антонович, уведомления о задолженностях по газу получают те абоненты, которые не выполняют требований действующих нормативно-правовых актов. Согласно действующему законодательству, с июля 2015 года вступили в действие Кодекс газотранспортной системы и Кодекс газораспределительных систем, которые регламентируют газоснабжение и хозяйственные взаимоотношения между потребителями, поставщиками и транспортировщиками природного газа. Там четко прописано, что частные абоненты с 1-го по 5-е число каждого месяца должны сообщать показания своего газового счетчика поставщику газа. А платить за использованный объем газа следует до 10-го числа каждого месяца.

Информацию о показаниях газовых счетчиков в течении первых 5 дней месяца можно предоставить по следующим номерам мобильных телефонов: 067 43 82 001, 050 500 32 44. В течении месяца данные можно сообщить также по номерам стационарных телефонов: 2-00-24, 2-03-00, 2-20-75, 2-27-20, 2-14-42, 2-16-22.  На протяжении 30 календарных дней показания счетчика можно отправить сообщением через мобильное приложение Вайбер на два номера телефона – 095 13 29 780, 068 91 898 71. Данные также есть возможность ввести на двух сайтах: izmgas.org.ua (в разделе «Личный кабинет») и gasolina-online.com. К тому же, в абонентском отделе установлен прозрачный пластиковый ящик, чтобы потребитель не выстаивал очереди возле касс, а мог оставить показания газового счетчика по состоянию на 30 (31 число) текущего месяца.

По информации начальника Измаильского УЭГХ, на начало ноября оплата за использованный природный газ абонентами Измаила составила 91%.  Но есть такие потребители (правда, их не так много), у которых задолженность составляет 1,5-2 млн грн. Это нереальные суммы. Всему виной их безответственное отношение к некоторым своим обязанностям как абонентов: они годами не пускают контролеров к газовому счетчику и сами не дают показания.  Без нужных данных им автоматически насчитывается их средний расход голубого топлива в программе «Газолина» (биллинговой системе учёта потребления газа и расчётов с абонентами программы). Абоненты, которые получили уведомления с задолженностью, должны первым делом сверить свои показания. Если данные из уведомления окажутся расчетными начислениями, а не реальными показаниями счетчика, они просто аннулируются. Но даже если потребитель по неведению поспешили оплатить несуществующий долг, не нужно переживать — эти средства перейдут ему авансом на следующий месяц.

«Хотелось бы, чтобы потребитель ежемесячно отчитывался и расплачивался за используемый им газ. Тем более, если он стоит на букве закона и всерьез говорит о европейской ориентации в развитии страны. Мы поставляет абоненту газ исправно. Оплата абонента за услуги должна производиться ежемесячно и носить обязательный характер для всех», — считает Николай Биляй.

Николай Антонович отметил, что самыми добросовестными абонентами в Измаиле являются пенсионеры. Чего не скажешь о более молодом поколении, которые то ли в силу своей занятости, то ли еще каких-то других причин часто получают «письма счастья» с мифическими долгами, в которых винят только горгаз. Порой кажется, что излюбленным их занятием является разглядывание соломинки в чужом глазу, не замечая бревна в своём собственном.

Тарифы на газ в 2020 году: открывать кошелек шире?

Несмотря на рост цен на газ в ноябре, стоимость голубого топлива в первом квартале 2020 будет ниже, чем была в первом квартале 2019 года (не более 8, 55 грн за 1 м³). Об этом в конце ноября заявил министр энергетики и охраны окружающей среды Украины Алексей Оржель.

Для измаильских абонентов тарифы, возможно, останутся такими же, как и в ноябре текущего года, то есть 6,65732 гривен за один кубометр голубого топлива. Такое мнение высказал начальник Измаильского управления эксплуатации газового хозяйства (УЭГХ) ПАО «Одессагаз» Николай Биляй. Ни о какой цене в 10-12 гривен за метр кубический и речи быть не может.

Чтобы уменьшить финансовую нагрузку абонентам на период отопительного сезона, в конце августа НАК «Нафтогаз Украины» была инициирована акция «Газ про запас». Это услуга давала возможность потребителям закупить газ по летней цене 5,99 грн за кубический метр и пользоваться им в период с 1 октября по 31 марта. В «Нафтогазе» были уверены, что это помогло бы потребителям сэкономить до 25 процентов денежных средств в грядущем отопительном сезоне.  

Только вот измаильчане это мнение, судя по всему, не разделяют. Как рассказал Николай Беляй, лишь 94 абонента — жителей Измаила и района — закупили голубое топливо по летней цене. Это смешное число, учитывая, что Измаильского УЭГХ сейчас только по городу обслуживает 35 тысяч абонентов. Скорее всего, нет кредита доверия к газовому хозяйству среди населения. Этот факт прослеживается и по всей Украине: по оптовой цене голубое топливо закупили только 55 тысяч украинских семей.

«Газ, который приходит к людям в дома, — это еще и труд нашего коллектива, более 100 человек. Мы просто делаем свою работу и прилагаем массу усилий, чтобы делать ее хорошо. Несмотря на возникающие проблемы и сложности, свою главную задачу — поставка газа населению — мы выполняем», — резюмировал руководитель Измаильского УЭГХ Николай Биляй.

И подчеркнул, что любая информация из непроверенных источников, которая может вызвать обеспокоенность потребителей, должна комментироваться компетентными специалистами. Поэтому горгаз всегда открыт для диалога и поиска оптимальных решений любой проблемы, с которой к ним обратиться потребитель.