Так случилось, что журналист  Бессарабии.UA, посетивший по личным делам областной центр, воспользовался возможностью стать одним из пассажиров первого регулярного рейса  на возобновлённом маршруте Одесса-Измаил. Представляем его репортаж.

Не могу отказать себе в удовольствии поделиться впечатлениями от поездки.

В воскресенье, 21 ноября, обтекаемых, «западных» форм состав из трёх вагонов уже с 19 часов стоял у крайней правой платформы в ожидании пассажиров. До отправления  оставалось 50 минут, и можно было думать, что отъезжающие ещё подойдут. Однако в мой вагон сели только три человека,  по пути следования подсели ещё несколько, и таким отрядом мы благополучно к половине первого ночи прибыли в Измаил.

Низкая наполняемость неудивительна: о новом экспрессе пока мало кто знает. Я попытался купить билет загодя, в субботу, но кассирша пригородной кассы (заметьте, поезд  из категории пригородных), развела руками: «Программа не установлена, билеты не печатаются, цены не известны». Как обычно всё делается в последний момент.

«Последний момент» пришёлся на воскресенье. В день отхода билет я всё-таки приобрёл. Он, к слову, выглядит обычным кассовым чеком. В вагоне выяснилось, почему. На поясе у проводницы висел портативный кассовый аппаратик, который выдавал точно такие же чеки. Это общая, и очень удобная система. Вы опаздываете, запыхавшись, влетаете в вагон, но вам не присвоят позорное клеймо «зайца», – обилетят, не высадят. Это особенно удобно пассажирам с промежуточных станций, где в ночное время кассы не работают.

Провожавшие меня дети с опытом французской жизни, взглянув на стоящую «под парами» стрелу, уважительно отметили: «Да-а, не хуже, чем там». Дочь деловито прошла в ярко освещённый тёплый чистенький салон и, узнав, что поезд произведен в Кременчуге на отечественном  Крюковском вагоностроительном заводе, с удовлетворением заключила: «Оказывается, можем, если  захотим!». Проходивший по вагону помощник машиниста Владимир Николаевич Гудз охотно поддержал её: «В Украине это уже третий экспресс такого типа. И он мне нравится! Вполне годится на экспорт».

В ходе разговора выяснилось, что Владимир Николаевич на нашем маршруте – с 1993 года, помнит и ежедневный дизель, и ночной поезд, и то, как их отменили, как ввели поезд Измаил – Белгород-Днестровский, который оказался неудобным и убыточным, как Южная Бессарабия вообще осталась без железнодорожного сообщения. «Конечно, для такого густонаселённого региона как ваш, это не нормально, – считает он. – Маршрутки не всех устраивают, да и небезопасны. Придётся автомобилистам немного поделиться пассажиропотоком с железнодорожниками».

Мы вместе прошлись по вагонам. Один – первого класса, два других – второго. Отличает их не стоимость билетов, а вместимость. Первоклассный просторнее, поскольку с обеих сторон прохода в нём стоят по два  кресла, а не по два и три, как в соседних вагонах. В целом же уровень комфорта одинаковый. Бывалый железнодорожник, Владимир Николаевич с гордостью демонстрировал удобство мест для сидения. Лежачими их сделать невозможно, но развернуть угол, более удобный для спины – вполне. С подставкой для вытянутых ног положение тела улучшается ещё больше. В спинках кресел – откидные столики, сетчатые карманы для мелкой клади. Под каждым сиденьем – электророзетка, чтобы в дороге  при необходимости можно было подзарядить мобильник. Помимо откидных индивидуальных столиков в вагоне устроены ещё четыре стационарных стола, за которыми может скоротать дорогу целая  компания. Над окнами вдоль обеих сторон вагона тянутся полки для багажа. Тяжелым баулам и чемоданам в салоне отведены специальные места. Температура комфортная: тепло. А летом – какая благодать! – будут работать кондиционеры, они в наличии. Кроме того, на окнах вместо занавесок – полупрозрачные рулонные шторы в качестве хорошей защиты от слепящего солнца. Работают телевизоры. Освещение яркое, при желании всю дорогу можно читать. Общий колорит спокойный, светлый. Стены – жемчужно-серые, кресла обиты износостойкой темно-синей тканью с мелким геометрическим рисунком, подлокотники и столики – бежевые, полы тоже светлые. Туалеты  двух типов: для людей с инвалидностью и так называемые обычные, а вообще-то необычные по сравнению с теми, с которыми мы смирились на железной дороге. Подробности опущу.

Учитывая то, что у нас стыковочная колея, поезд движется на удивление мягко. Он мог бы развивать  хорошую скорость, преодолевая 284 км маршрута не за 4 часа 40 минут, а гораздо быстрее, но рельеф пути и состояние железнодорожного полотна пока не позволяют.

Я побеседовал со старшим проводником Наташей Лесниковой (в каждом  вагоне – свой проводник). Девушки внимательные, обходительные, услужливые. Чай, кофе, печенье пока не предлагают, но уверены, что по мере освоения маршрута всё это появится, как и возможная коррекция расписания, количество остановок с учётом пожелания пассажиров. Сейчас участок пути от Одессы до Аккермана поезд проходит без остановок. Двух-трёхминутные остановки делаются в Кулевче, Сарате, Арцизе, Главанах, Дзинилоре, Катлабухе. Летом, не исключено, их будет больше.

Двери в вагонах открываются простым нажатием светящейся кнопки. Сертификаты о вакцинации не требуются. В вагон подняться легко благодаря низким ступеням, что, безусловно, оценят пожилые люди. Свои преимущества в этом поезде найдёт и многочисленная студенческая братия.

О чём хотелось бы сказать в заключение? История с возобновлением регулярного железнодорожного пассажирского сообщения по маршруту Измаил-Одесса – пример результативного, хотя и затянувшегося взаимодействия общественности, журналистов, органов местного самоуправления, государственной власти и железнодорожного ведомства в лице «Укрзалізниці» и Одесской железной дороги. Оказывается, ничего невозможного нет, нужна только политическая и административная воля, учитывающая общественные потребности и опирающаяся на инициативу «снизу».

Этой проблеме журналисты газет «Собеседник Измаила», «Бессарабия УА» и одноимённого сайта посвятили за последние два года больше десятка фундаментальных публикаций, не рассчитывая ни на лавры, ни на какие-либо преференции. Как поётся, «жила бы страна родная». К обсуждению вопроса подключились, спасибо им, главы Измаильской,  Арцизской, Саратской райгосадминистраций, Измаильский горсовет, ответственные работники Одесской облгосадминистрации, специалисты Министерства инфраструктуры Украины и железнодорожного ведомства. Подставил плечо журналистам, а затем поставил  последнюю точку в дискуссии глава Одесской облгосадминистрации Сергей Рафаилович Гриневецкий.

Поезд Измаил-Одесса вышел, наконец, из железнодорожного тупика. Всем счастливого и безопасного пути!