Люди всегда тянулись к реке. На ее берегах они основывали свои поселения, разбивали плантации и поля. И жизнь на этих, уже обитаемых, цивилизованных, территориях стремилась к реке. Она соединяет людей, даже если (как в случае украинского Дуная) служит границей между государствами. Измаил в последнее время перестал сопротивляться этой тенденции и тоже устремился к реке. Обновленное здание морвокзала, благоустроенная прибрежная территория, можно сказать, заново построенный микрорайон Крепость в его прибрежной части – все это проявление того, что мы, наконец, впустили реку в свою жизнь, позволили ей играть  подобающую роль в жизни города.

Практика показывает, что в этом мы идем в русле европейской тенденции. Взять хотя бы Сегед — город на юге Венгрии, административный центр медье Чонград. Жителям Одесщины он известен еще с тех времен, когда был городом-побратимом Одессы. В нашем областном центре есть и улица Сегедская.

А вот в самом Сегеде вознамерились сделать главной улицей (в переносном смысле, разумеется) реку: благо, Тиса, левый и самый длинный приток Дуная, проходит прямо через город. Все лето на ее берегах шли работы, так что к осени здесь появилась зона досуга с пляжем и кемпингом. Обустроили 250-метровый прибрежный бульвар, детские площадки, а также площадки для пляжного футбола и для волейбола. 300-метровый участок берега отвели для рыбной ловли. Местная власть за счет своих ресурсов расширила энергоснабжение территории.

Но самой большой гордостью сегедцев является причал для малых судов: у 96-метрового мола-волнореза могут одновременно ошвартоваться 48 плавсредств. Его прямо в центре большого города (третьего по величине в Венгрии), на новосегедском берегу Тисы, прямо напротив дворца Бельведер, построило предприятие Mahart Tisza Yacht Kft. Новые возможности для отдыха на воде, водного туризма и рыбной ловли, для занятий водными видами спорта! Наконец, просто для отдыха и развлечений местных жителей и туристов.

А задумка такая, чтобы Тиса действительно стала главной улицей Сегеда. Такими своими планами городское руководство поделилось с венгерским информагентством MTI, информацию которого транслировали, в частности,  популярные сайты hellovidek.hu и hajozas.hu.

Конечно, в таких масштабах в наших, измаильско-бессарабских, условиях это неосуществимо: Дунай служит кромкой не только прибрежных украинских городов (кроме Вилково), но и кромкой государства. Но и здесь есть движение малых судов: лодок, катеров, яхт. Недавно прямо на песок неофициального измаильского пляжа въехала моторка с мощным двигателем. Любопытные пляжники разузнали: одессит с друзьями путешествует на скоростном плавсредстве, некогда принадлежавшем американским «морским котикам». А ошвартованная у берега близ диорамы баржа служит причалом для каяков и базой для измаильских мастеров скольжения на САПах. Заходили к нам и яхты, были случаи, когда Измаил принимал целые регаты…

Были и планы создания собственного яхт-клуба. Нескольким поколениям измаильчан городские власти живописали красоты и перспективы такого проекта. И место для него давно определено – затон напротив тургостиницы «Дунай», где когда-то был городской пляж и естественный бассейн под открытым небом для занятий плаванием. Сначала это место, помнится, отдали  одесситам; сейчас там «хозяйнует» местный предприниматель. Но ни городу, ни реке – никакой пользы. Территория уже многие годы обнесена забором, так что невозможно просто подойти к воде. Между тем, в Сегеде утверждают: чтобы река стала определяющим фактором городской жизни, необходимо сначала сделать ее легко доступной для горожан. Так давайте прислушаемся к соседям! Раз уж мы такие европейские…