аутизм

На сегодняшний день большое количество детей рождается с чертами аутистического спектра, а также с полным набором симптомов аутизма. Родители детей, у которых возникают подозрение, либо уже выставлен диагноз, вначале испытывают панику, замешательство и непонимание, что делать и куда бежать. 

Редакция Бессарабия.UA попросила ответить на вопросы, связанные с  детским аутизмом практикующего психолога, учредителя, генерального директора комплекса детских образовательных проектов «Подсолнух» Елену Рюриковну Бакеркину.

— Елена Рюриковна, часто ли измаильчане обращаются к Вам с проблемами аутизма?

— К сожалению, статистика по аутизму очень печальная. Каждый 54-й ребенок страдает этим заболеванием. У мальчиков аутизм диагностируется в три раза чаще, чем у девочек. Измаил – не исключение. С каждым годом аутизм диагностируется все больше.

— Какой специалист ставит или опровергает аутизм у ребенка?

— Аутизм – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а специалистом психоневрологом в результате наблюдения за ребенком и беседой с родителями.

Каковы причины возникновения аутизма?

— Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи. Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка.  Однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства, например, тяжелая вирусная инфекция. Это мы говорим о классическом аутизме. Есть виртуальный аутизм. Это последствия раннего увлечения гаджетами. Да, да… именно гаджеты! Чрезмерное увлечение мультфильмами в раннем возрасте. К сожалению, очень многие родители очень сильно удивляются, когда узнают, об истинных причинах «странного» поведения своего ребенка. И еще один вид аутистического расстройства — синдром Аспергера. Данная форма аутизма является относительно легкой. Первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. К особенностям синдрома Аспергера относятся: достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребёнка; нормальные навыки речи, внятность речи; наличие проблем с громкостью речи и интонацией; проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии; нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы; эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Есть ли признаки, позволяющие заподозрить аутичное поведение у ребенка?

— Да, есть ряд классических признаков, которые могут насторожить родителей:

  • ребенок не пользуется указательным жестом;
  • не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему;
  • не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые;
  • не произносит фразу из 2-х слов к 2 годам;
  • не пользуется игрушками по своему прямому назначению.

— Что делать если у ребенка есть такие признаки? Куда обращаться?

— Есть определенный алгоритм действий. Первое – чем раньше, тем больше шансов справиться с недугом! Признать, что есть проблема, и понять – само не пройдет!  Второе – это медицинское вмешательство. Психоневролог — только этот специалист способен помочь ребенку. Важно найти своего врача и довериться ему. А дальше могут подключиться генетики и другие специалисты. Психоневролог уже сам решает к каким специалистам направить ребенка.

 Хочется обратить внимание, что медицинское вмешательство — это всего лишь 15% успеха, а 75% — это комплекс коррекционных занятий со специалистами.  Нельзя пытаться только лечить ребенка или только заниматься с ним. И лечим, и занимаемся одновременно.

— Елена, какие конкретно коррекционные занятия нужны аутичному ребенку?

— Существует реабилитационная программа, которая включает в себя следующие занятия:

  • АВА – терапия (поведенческая коррекция).
  • Сенсорная интеграция (коррекция сенсорной дисфункции).
  • Мозжечковая стимуляция.
  • Лечебный массаж.   

После реабилитации подключаются занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом (нейрокоррекция) и музыкальным терапевтом (логоритмика).

 

— Разрабатывается ли лекарство от аутизма?

— На сегодняшний день ни в одной стране мира не существует медикамента, который способен вылечить аутизм. Тем не менее, есть препараты, помогающие справляться с некоторыми сопутствующими состояниями, например, регулировать настроение, контролировать гиперактивность, бороться с депрессией и дефицитом внимания. Это и различные диеты. Безглютеновая и безлактозная. Непереносимость глютена и лактозы, может вызывать интоксикацию мозговой деятельности, что и приводит к заторможенному поведению ребенка. И конечно же, коррекционные занятия. И еще раз хочется напомнить, лечение у каждого ребенка сугубо индивидуальное. Это решает врач. Что подходит одному, не подходит другому.

— Спасибо за уделенное внимание. И в заключение нашей беседы хотелось бы от Вас, как от практикующего психолога, получить советы для родителей, воспитывающих таких особенных детей. Как правильно выстраивать коммуникацию с ними и чего ни в коем случае делать нельзя?

—  Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому ребенку вырасти полноценным человеком. И в моей практике есть такие примеры.  Помните! Возможно все, на невозможное просто требуется больше времени!