Каждый десятый травмированный в ДТП, по данным МОЗ, – ребенок. Эта ужасающая статистика стимулировала Верховную Раду одобрить введение штрафов за нарушение правил перевозки детей без автомобильных кресел. 29 октября 2019 г. предусматривающий санкции законопроект № 1150 был принят во втором чтении. В статью 121 КУоАП добавят части 10 – 11 об ответственности за данное нарушение: водитель получит штраф в размере 30 необлагаемых минимумов (510 грн), за повторный случай – 850 грн. Такие дела будет рассматривать Национальная полиция.

Запрет перевозить детей до 12 лет и ростом до 145 сантиметров в машине без использования специальных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка ремнями безопасности, существовала и раньше, но штрафы не были предусмотрены. Ответственность была только на родителях – захотят ли они обеспечить безопасность детям. На практике в большинстве случаев автокресла использовались для малышей, а дети после 5-6 лет ездили без спецсредств.

Чтобы ответить на основные вопросы применения на практике нового закона, журналисты Бессарабского медиахолдинга обратились в пресс-службу патрульной полиции Измаила. Комментарий предоставил капрал Иван Бочковарь, а в ТСЦ № 5144 (территориальный сервисный центр МВД Украины – бывший МРЭО) – начальник Александр Шараг. Кроме того, в публикации мы использовали сведения представителей местных служб такси и пассажирских перевозок.

  1. Правила дорожного движения утверждают, что пассажир должен быть пристегнут с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Де-юре, посадив ребенка в кресло, вы не выполните правил. Чем руководствоваться водителям?

Пристегнутого в автокресле ребенка не нужно дополнительно фиксировать ремнями. Если же заводом-изготовителем не предусмотрены ремни безопасности, которые позволят закрепить автокресло (например, ВАЗ, ЗАЗ),  его можно поставить на переднее сиденье, отодвинув до упора назад. Таким образом, в «Жигулях» получится установить только одно автокресло, то есть перевезти лишь одного ребенка.

  1. Правила гласят, что перевозить в автомобиле можно столько людей, сколько в нем посадочных мест. Сколько детей сможет перевозить легковой автомобиль с учетом установки автокресел?

Количество посадочных мест регулируется заводом-изготовителем. Следовательно, установить можно столько автокресел, сколько на этих местах удается рассадить взрослых пассажиров. На практике в легковом авто больше двух автокресел на заднем сиденье и одного на переднем  установить не удастся. Так, в многодетных семьях теперь будет стоять вопрос приобретения более вместительных автомобилей.

  1. Как технически можно установить рост ребенка (патрульным придется измерять детей рулеткой или ростометром?) и нужно ли водителю (это не всегда может быть родитель) документально доказывать возраст ребенка?

Этот вопрос пока остался без ответа. Нам обещают дать разъяснения в ближайшее время.

  1. Рост ребенка 135 см и более позволяет его пристегнуть заводским ремнем безопасности.  К тому же, согласно ПДД, ребенка с 12 лет и ростом выше 145 см можно перевозить на переднем сиденье. Обязательно ли усаживать такого человека в автокресло?

Да, обязательно. Испытания на безопасность демонстрируют: обычные автомобильные сидения и ремни безопасности не гарантируют защиты пассажира, рост которого меньше 135 сантиметров. При фронтальном ударе ребенок легко выскальзывает из-под ремня, изготовленного под габариты взрослого пассажира. Правильно установленные детские автомобильные кресла являются самым действенным средством пассивной безопасности для ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правильно установленные детские автомобильные кресла уменьшают вероятность смерти младенцев примерно на 70%, и на 54 — 80% детей старшего возраста.

  1. Общественного транспорта закон касаться не должен. Так ли это?

Да, при перевозке детей в общественном транспорте действие закона не распространяется. В этом случае применяется другой нормативный акт – «Правила оказания услуг пассажирского автомобильного транспорта». Так, перевозчики не обязаны предоставлять своим пассажирам автокресла, и водителей штрафовать не будут.

На практике некоторые измаильчане уже осуществляют посадку в маршрутки «Измаил – Одесса» с личными автокреслами.

  1. Закон распространяется на такси? То есть, теперь в них, как во всей Европе, в багажниках должны лежать детские кресла? Проверяют ли сейчас готовность измаильских таксистов на предмет соблюдения нормы? Что сейчас делать родителям, которые вызывают такси: требовать автокресло, держать детей на руках?

Да, закон распространяется на такси, несмотря на то, что ПДД его пассажирам разрешает не пристегиваться. Сейчас Верховная Рада занимается тем, чтобы отрегулировать данный вопрос. В планах – обязать всех таксистов иметь в машине детское кресло.

Патрульные еще не начали проверку таксистов. Как подчеркнули в полиции, нужно потрудиться, чтобы найти в Измаиле машину такси, в которой такое кресло есть. Хотя однозначно утверждать, что таких в городе нет, тоже нельзя.

К новому закону у всех есть вопросы – как у таксистов, автомобилистов, журналистов, так и у патрульных. К тому же, отрицать необходимость использования автокресла в данном случае можно вполне обоснованно: согласно правилам, водители и пассажиры оперативных машин и такси имеют право не пристегиваться ремнями безопасности. Здесь уже решать родителям: соблюдать новый закон в целях безопасности или доказывать свое право держать чадо на руках.

  1. Как теперь ездить с ребенком в такси сознательным родителям?

Либо носить с собой автокресло, либо искать службу, у которой есть услуга автокресел (что очень маловероятно). Даже в Киеве заказать такси с автокреслом почти нереально. Поэтому таксисты, скорее всего, будут отказываться от заказов с детьми. В столице служб, которые готовы предоставить такси с автокреслом, всего несколько (Joker Taxi и Transflot), и за эту услугу приходится доплачивать. Можно предположить, что службы такси в Измаиле вряд ли будут оснащать машины креслами, так как таксисту иметь кресло и неудобно, и невыгодно. Возможно, проще будет отказать клиенту. Свое личное кресло (заметим, для каждого из детей) использовать в такси можно. Но сложно представить, как мама будет нести кресло с собой в гости или в дальнюю поездку…

  1. Проверяют ли уже сейчас на улицах Измаила подготовку водителей легковых автомобилей к выполнению требований Закона, и как будет фиксироваться наличие или отсутствие автокресла?

По поводу проверки наличия детских кресел в автомобилях патрульные напоминают водителям, что закон скоро вступит в силу. На сегодняшний день ни один водитель Измаила не был оштрафован за нарушение перевозки детей без детского кресла. Патрульная полиция будет вести разъяснительную работу о необходимости использования детских кресел, рекомендовать водителям те или иные модели.

«На первый раз, возможно, водителя не оштрафуют за отсутствие детского кресла, но повторное нарушение повлечет за собой выписку протокола. Из практики можно утверждать, что многие водители начнут давить на жалость и находить отговорки, не понимая, что закон для всех един, и его нужно исполнять. Цель – не выписать побольше штрафов, а приучить наших граждан к соблюдению нормы. Речь идет, прежде всего, о безопасности детей, на которой не стоит экономить. Жизнь намного дороже, чем автокресло за 1500 — 2000 грн (среднего качества)», – такое мнение патрульных высказал капрал полиции Иван Бочковарь.

Отсутствие или наличие автокресла в машине будет фиксироваться как обычно: при остановке автомобиля патрульные обязаны вести фото и видео фиксацию нарушений. Это будет главным аргументом, если водитель захочет оспорить штраф в суде. Для этого полицейским перед сменой выдаются камеры (нагрудные регистраторы).

  1. Учитывается ли состояние и технические характеристики автокресла при инспекции автомобиля патрульной полицией? Вероятно, что противники Закона смогут приобретать кресла «для вида», которые безопасности, по сути, нести не будут. Известно, что автокресло, побывавшее в ДТП, использовать категорически нельзя. Недобросовестные продавцы могут в ситуации с повышенным спросом сбывать некачественный товар по низким ценам.

Несомненно, состояние должно учитываться, но как это будет на практике, пока непонятно. Здесь опять же главный аргумент – в пользу ответственности родителей, так как патрульные – не эксперты. Скорее всего, в ближайшее время, водителей обяжут иметь сертификат на кресло или другой документ, подтверждающий его техническое состояние.

Логично, что в связи с новым законом продавцы смогут неплохо заработать на продаже автокресел. Также интересный вариант, как для предпринимателей, так и для родителей – появление услуги аренды автокресел.

Таким образом, вокруг нововведения в настоящее время больше вопросов, чем ответов. Со временем практика будет отработана, а взрослые смирятся с мыслью, что закон принят во благо их же детей.

Отметим, что 5 ноября законопроект отправлен на подпись президенту. Закон вступит в силу на следующий день после его публикации.