Первые учебные заведения Буджака в российский период его истории появились вскоре после присоединения края в 1812 году к Российской империи. Этой подборкой мы начинаем рассказ лишь о некоторых из них, открывшихся в населенных пунктах региона в XIX веке, сообщает интернет-издание «Бессарабия.UA».

 

Аккерман

19 мая 1839 года министр народного просвещения России дал согласие на учреждение в Аккермане ланкастерской школы, построенной по методике взаимного обучения.

Первой гражданской начальной школой в этом бессарабском городе стало Аккерманское городское мужское приходское училище (в виде ланкастерской школы), которое было открыто 1 августа 1839 года. На жалованье учителю и на содержание училища было выделено по 250 руб. серебром, или 900 руб. ассигнациями в год.

  • В этом здании в 1839 г. открылось Аккерманское городское приходское училище

Единственный класс этого учебного заведения разделялся на три отделения, соответствующие трем годам обучения детей.

В год открытия в училище обучалось 37 детей, в том числе 11 выходцев из семей дворян и чиновников, 24 из числа мещан и 2 из «сельского сословия».

До 1870 года в учебном заведении был всего один учитель. Жил он с семьей в комнате при училище.

Одним из первых учителей здесь был Тимофей Войцеховский, поляк по происхождению. С 1862 года учителем Аккерманского приходского училища трудился  Григорий Подоба.

  • Картина «Устный счет» Богданова-Бельского

С 1881 года и до самой Октябрьской революции учителем был Василий Каптарь, уроженец бессарабского цыганского села Фараоновка. Позже, с расширением училища, он станет называться учителем-заведующим Аккерманским городским приходским училищем. Учитель Каптарь неоднократно отмечался как один из лучших учителей приходских училищ Бессарабской губернии.

В 1871 году при Аккерманском городском приходском училище были открыты ремесленные курсы. С 1866 года бессменным почетным блюстителем училища стал грек, купец 2-й гильдии Мильтиад Мутафоло. Он пожертвовал 200 рублей на открытие этих курсов, за что получил благодарность от попечителя Одесского учебного округа.
Занятия по ремеслу проводились с 15 августа по 1 июня. Ученики обучались столярно-токарному делу в собственной мастерской учебного заведения. На эти занятия программой отводилось восемь часов в неделю. На курсах обучалось 10 учащихся.

Число начальных школ в Бессарабии постепенно росло. К 1865 году были открыты приходские училища в посадах Турлаки, Папушой и Шаба, а также первое Аккерманское Павловское женское народное училище. Обучение в приходских училищах (за исключением женского) было бесплатным.

1 июля 1903 года старейшая начальная школа Аккермана – Пушкинское приходское училище – было преобразовано в двухклассное.

В публикации использованы материалы, подготовленные белгород-днестровским краеведом Алексеем Перминовым.

Болград. Первая болгарская гимназия в Бессарабии

В 1858 году  была основана Болградская гимназия.  Этому предшествовало немало усилий этнических болгар, проживавших в Бессарабской области России.

Выражаясь современным языком, гимназия в ту пору была тем же самым, что ныне называется средней школой. Проект такой болгарской школы в Бессарабии рассматривался российским правительством с середины 1840-х годов, но не получил развития из-за политики создания в России централизованной системы образования.

Появление подобного учебного заведения стало возможным после Крымской войны, которую Россия проиграла. В результате этого Южная Бессарабия, включая Болград и около 40 болгарских колоний, были присоединены к вассальному Молдавскому княжеству.

В январе 1858 года делегация от болгарских колоний в Яссах  представила прошение об открытии школы каймакаму (османскому наместнику) Николаю Вогориде. Делегатам помогал Георгий Раковский, который в то время находился в молдавской столице г. Яссы и был знаком с Николаем с малых лет.

В результате 10 июня 1858 года была издана грамота о создании народной школы в Болграде. Гимназия была доступна для всех бессарабских болгар, независимо от их материального положения. Преподавание по всем предметам велось на болгарском и молдавском языках. Источником финансирования созданного учебного заведения стали денежные средства, поступавшие от болгарских колоний.

  • Так выглядело здание гимназии во времена царской России

Забегая вперед, замечу, что в знак уважения к заслугам Георгия Стойкова Раковского – болгарского революционера, одного из организаторов национально-освободительного движения против турецкого господства, историка, этнографа, писателя и публициста – годы спустя гимназия была названа его именем.

Болградская гимназия торжественно открылась 1 мая 1859 года с первым и вторым классом средней школы. Первым руководителем гимназии стал болгарский учитель Сава Радулов. Правда, в этой должности он проработал всего пять месяцев (15 марта 1859 — 20 августа 1859), поскольку не нашел общего языка с властями.

Обучение в гимназии проходило в два этапа: на первом – трёхлетнем – осуществлялась подготовка учителей и служащих. Завершение второго (четырехлетнего) курса давало возможность поступить в вуз.

В последующие годы руководство гимназии находилось в постоянном конфликте с властями, которые пытались интегрировать школу в румынскую систему образования. Неоднократно власти предпринимали попытки расширить преподавание румынского языка и внедрить румынские программы по предметам.

В 1861 году Болградская гимназия открыла свою собственную типографию, которая функционировала до 1878 года. В ней было напечатано более 70 изданий, в основном учебников и учебных пособий, используемых во многих болгарских школах. Здесь же были напечатаны различные брошюры и периодические издания, такие как «Общий труд», и началось издание политический газеты «Болгарский голос». Из гимназической типографии вышли первые издания нескольких художественных книг, таких как «Ловчанский владыка» Теодосия Икономова и «Потерянная Станка» Илии Бласкова.

Стоит добавить, что в свое время гимназию окончил целый ряд известных деятелей – политиков, военных, писателей и музыкантов.

В 1879 году, после того как Южная Бессарабия снова стала частью Российской империи, гимназия постепенно утратила свой полностью болгарский характер. Однако болгарский язык, история и география оставались частью учебной программы гимназии на протяжении большей части ее последующего существования.

В наши дни гимназия – одно из престижных учебных заведений в южной Украине, в котором изучаются болгарский язык и литература, история и культура болгарского народа.

Измаил. Как Александровское женское училище открывали

Сейчас я расскажу вам, уважаемый читатель, историю о том, как в Измаиле появилось двухклассное Александровское женское приходское училище. Оно в нашем городе существовало до Октябрьской революции и по своему статусу являлось начальным учебным заведением.

Училище открылось 2 апреля 1881 года в соответствии с решением Измаильского коммунального совета. Первоначально в его штате было всего два учителя. Первому назначили жалованье 500 руб. в год, а второму –  450. Отопление учебного заведения и жильё для педагогов должны были оплачиваться городом.

Устанавливалось, что обучение воспитанниц здесь будет осуществляться за счёт городских средств. Для учебного заведения городская управа сняла на Соборной площади домостроение, принадлежащее горожанину Бруско. Где оно находилось, сегодня сказать наверняка я не могу.

  • Где-то здесь на Соборной площади училище размещалось.

Открытие Александровского училища состоялось 30 августа 1881 года.  Информация об открытии учебного заведения известна из хранящегося в Измаильском архиве объявления, которое было подписано городским головой Фёдором Тульчиановым. В нём сообщалось, что родители, которые желают определить своих дочерей в училище, должны обращаться с просьбами к заведующей училищем Вере Александровне Горностаевой. При себе было необходимо иметь метрическое свидетельство и справку доктора о прививке против оспы.

Торжество прошло с участием городского головы Фёдора Тульчианова, членов городской управы, инспектора народных училищ Измаильского района Бессарабской губернии, уездного исправника, духовенства и других представителей местного общества.

  • Объявление об открытии Александровского женского училища хранится в Измаильском архиве.

О том, что собой представляло Александровское женское училище, можно судить по описи от 5  сентября 1881 года, которая также хранится в местном архиве. Из документа известно, что это было каменное здание с черепичной крышей «о пяти комнатах», которые отапливались двумя печами. Под единой крышей с учебными помещениями располагалась кухня с одной плитой, на которой воспитанницам готовили еду.

И вот Александровское училище набрало воспитанниц, и здесь начался учебно-воспитательный процесс. Однако всё ли в нём шло гладко? Передо мною – письмо начальницы училища Веры Горностаевой, адресованное в Измаильскую городскую управу. «Утомительныя занятия мои по заведыванию… училищем и преподаванию в нём недостаточно оплачены, – сетует руководительница. – По словам Господина Директора Народных Училищ я должна была получать не менее шести сот рублей, при готовой квартире, отоплении и прислуге». Между тем Вере Александровне было назначено содержание всего в 120 рублей в год, а прислугу она вынуждена была содержать за счёт собственных средств. «В Измаиле невозможно найти за эту плату прислугу на своём прокормлении, – жаловалась заведующая. – Всё это вместе с дороговизной жизни в Измаиле вынуждает меня обратиться к Вам, Милостивый Государь, с покорнейшей просьбой к Измаильскому коммунальному Совету  – не найдёт ли он возможным при составлении бюджета на будущий год увеличить сумму моего содержания». На документе стоит резолюция измаильского городского головы: «На рассмотрение Совета при утверждении сметы». Однако чем же в конечном итоге завершилась эта история, мы не знаем – переписка в архивном деле неожиданно обрывается.

Несмотря на трудности и проблемы, училище продолжало успешно работать. Так, по состоянию на 1907 год в нём уже обучалась 161 воспитанница, а число учителей возросло до шести. На содержание учебного заведения из городской казны отпускалось 2 985 рублей в год.

По состоянию на 1916 год на содержание Александровского женского училища 1 650 рублей выделялось за счёт государства, а 2 430 руб. – из местных источников. На начало 1917 года здесь обучались уже 170 девочек.