17 января в Чёрном море затонуло судно «Арвин» с грузом селитры на борту. Сухогруз, принадлежавший одной из украинских компаний, шёл под флагом Республики Палау. На его борту работали 12 человек, из которых пятеро погибли. Несколько дней назад в эфире одесского «7 канала» состоялось обсуждение причин произошедшей катастрофы с экспертами Профсоюза работников морского транспорта Украины. С оценками ситуации и с рекомендациями морякам выступили гости – первый заместитель главы ПРМТУ Олег Григорюк и Юрий Сергеев, адвокат, кандидат юридических наук, советник профсоюза. 

По словам О. Григорюка, сегодня ПРМТУ взаимодействует с родственниками погибших и занят выяснением причин аварии сухогруза. Он упомянул, что возраст судна, которое во время непогоды переломилось пополам, составлял 46 лет. Также могли иметь место нарушения норм загрузки судна. Плохая погода и солидный возраст транспортного средства – частые причины аварий. Говорить о размере компенсаций и об условиях страхования пострадавших моряков специалисты смогут лишь после ознакомления с их контрактами. Условия страхования и выплат с родственниками должен также обсудить представитель страхового клуба. К сожалению, «законодательство флага» – речь идёт о законе государства Палау – не предусматривает какие-либо конкретные суммы выплат компенсаций и ссылается на условия контракта и коллективного договора.

Юрий Сергеев добавил, что суда, построенные по прототипу «Волго-Балт», не предназначены для применения в зимнюю штормовую погоду.

«В нашей практике это уже не первый случай, когда сухогрузы подобного типа в непогоду разламываются пополам», – добавил он.

Можно ли как-то предвидеть опасный рейс и принять какие-либо меры предосторожности? Помочь в этом может детальное изучение трудового контракта, считает О. Григорюк. Контракт – это главный документ, определяющий условия и правила трудоустройства моряка на судне. В нём же содержатся ссылки на коллективный договор, также регламентирующий будущие трудовые отношения. В этих документах также оговаривается тип и возраст судна. Ответственный моряк просто обязан ознакомиться с этими бумагами.  Конечно, вся полнота ответственности за происходящее на судне лежит на капитане, представляющем судовладельца на корабле, однако и на капитана может оказывать давление судовладелец или представители порта. Капитан сухогруза «Арвин» разделил страшную участь своих подчинённых…

«Перед подписанием контракта моряк может обратиться к нам за бесплатной консультацией и с нашей помощью вникнуть во все тонкости, – отметил О. Григорюк. – Не всегда документы написаны доступным для понимания языком, и, если моряку хоть какая-то «мелочь» неясна, непременно стоит позвонить нам и уточнить всё перед принятием решения. Конечно, многие слишком долго ищут работу, поэтому готовы подписывать бумаги не глядя. В результате нам достаётся эта страшная и тяжёлая работа по отстаиванию прав погибших».

Кроме того, эксперты советуют морякам всегда оставлять копию контракта своим родным, прежде чем отправляться в плавание, даже если договор подписывается с хорошо знакомым работодателем. В случае трагедии документ можно будет передать экспертам для оперативного принятия решения. Увы, на деле, моряки держат свои бумаги при себе.

«Первое, на что обычно обращает внимание соискатель, – это период действия контракта и размер оплаты труда, – говорит Юрий Сергеев. – А следовало бы ещё поинтересоваться условиями социальной защиты в случае происшествия – какие выплаты положены в случае болезни, утраты трудоспособности и так далее. Если таких сведений в контракте нет, нужно искать дополнительную информацию – возможно, в тексте есть ссылка на коллективный договор. При отсутствии таких данных перспективы будущей социальной защиты остаются туманными».

В так называемом «законодательстве государства флага» часто отсутствуют конкретные нормы выплат или предусматриваются слишком малые выплаты компенсаций в связи со смертью. Например, в законе Либерии платежи размером около 10 тысяч долларов – смехотворная сумма…

«Следующая составляющая безопасного плавания – это коллективный договор, – продолжает Олег Григорюк. – Условия индивидуальных контрактов обычно связаны с коллективным договором. Есть коллективные договоры, которые заключаются Международной федерацией транспортников (ITF), и тогда можно рассчитывать на определённый стандарт оплаты и компенсаций в случае болезни. Если судовладелец работает с федерацией, с профсоюзом и организациями-партнёрами, подписывая соответствующий коллективный договор, то для потенциального работника это выступает своего рода «знаком качества». По нашему опыту можно судить, что жалобы от моряков чаще имеют место, когда те нанимаются в компании, не связанные подобными договорами».

В продолжение темы «флага» (национальной принадлежности судна) эксперты упомянули тот факт, что около 80% мирового судоходства функционирует в так называемой системе «удобных флагов», или «флагов второго регистра», которые позволяют на более льготных условиях вести морской бизнес, оставаясь конкурентоспособными. Так, компании, работающей под флагом Германии, Великобритании, США, придётся выплачивать немалые налоговые отчисления, следовать тамошним высоким стандартам. Большие издержки мало способствуют конкурентоспособности, вот почему судовладельцы предпочитают такие юрисдикции, как Палау или Либерия.

«В то же время судно, плавающее под «удобным флагом», вполне может быть благонадёжным: та же ITF в доброй половине случаев заключает договоры с судами, работающими под такими флагами. Важно, чтобы судовладелец выполнял свои обязательства, и если он сотрудничает с ITF, то это выступит своего рода гарантией», – считает О. Григорюк.

Стоит внимательно изучать и коллективный договор, и индивидуальный договор (контракт). Наконец, с помощью интернета сегодня можно относительно легко выяснить характеристики судна, на котором вам предлагают работать.

Ещё одна болезненная тема – высокие требования некоторых работодателей к квалификации моряков. Чтобы получить контракт в хорошей компании, нужно хорошо владеть английским языком и представить работодателю доказательства имеющихся знаний и опыта.

«По нашим наблюдениям, в опасные ситуации чаще попадают именно молодые моряки, которым недостаёт опыта и квалификации, а также моряки старшего возраста», – говорит О. Григорюк.

Три года назад случилась трагедия, подобная нынешней, и тогда специалистам профсоюза удалось отстоять интересы семей: им выдали компенсации в соответствии с требованиями Международной федерации транспортников.

«В тот раз мы сумели отстоять сумму в 250 тысяч долларов на две семьи наших подзащитных, – говорит Юрий Сергеев. – Однако этому способствовала готовность страхового клуба разрешить ситуацию, соответствующий настрой родственников, а также то, что у компании-судовладельца имелись другие суда разновидности «Волго-Балт», и они понимали, чем рискуют в случае судебного разбирательства. Сегодня ситуация иная: судовладелец утратил своё единственное судно, и страховой клуб здесь иной».

«Сегодня морские и речные перевозки – мир жёсткой конкуренции, – констатирует Олег Григорюк. – Моряк просто обязан знать свои права и уметь отстаивать свою позицию.  Ключевой критерий в принятии решения – это уверенность в том, что тебя не обманут и доверие к нанимателю. Этот бизнес сегодня настолько разветвлён и разбросан по разным странам, что работники не всегда знают, к кому они нанимаются.  Поэтому не бойтесь задавать вопросы и обращайтесь за информацией к компетентным, ответственным специалистам».

Какие же выводы должен сделать для себя соискатель работы в столь опасной морской отрасли? Перед подписанием договора с работодателем внимательно изучайте контракт и коллективный договор, уделяя внимание не только размеру оплаты труда, но и условиям социальной защиты. Удостоверьтесь в том, что данная компания заключила соглашение с Международной федерацией транспортников (ITF) или связанными с ней организациями. Не стесняйтесь консультироваться с компетентными специалистами! Уходя в рейс, не забудьте оставить копию договора и сопутствующих документов родственникам или близким людям, чтобы в случае трагедии они могли оперативно передать эти данные вашим защитникам. Работайте над повышением вашей квалификации.

Напомним адрес Профсоюза работников морского транспорта Украины: Гагаринское плато 5-Б, Одесса, 65062. Организация представлена и в Фейсбуке.