обыск

Если все мошенники, то это не коррупция.
Вильгельм Швебель

Видимо, этим «правилом» в свое время руководствовались фигуранты сделки, в результате которой у ЧАО «УДП» были похищены 32 лихтера, якобы переданных в аренду компании «Олтекс-ОД». Журналисты Бессарабия.UA уже не раз знакомили читателей с некоторыми обстоятельствами этой скандальной истории. Сегодня мы продолжим наш во всех смыслах детективный рассказ.

Все дело в том, что в распоряжение издания попало решение Высшего антикоррупционного суда Украины от 6 октября об аресте указанных лихтеров по ходатайству детектива Национального антикоррупционного бюро. Поэтому теперь мы можем назвать имена тех фигурантов коррупционной схемы, чью причастность к афере удалось установить благодаря работе сотрудников НАБУ.

В результате проведенного детективами расследования выяснилось, что подготовка к операции по перемещению лихтеров за пределы Украины началась еще летом 2017 года. Тогда в Дунайское пароходство для встречи с его руководителем Дмитрием Бариновым вместе с представителями компании «Олдекс-ОД» прибыл директор ГП «Херсонский морской торговый порт» Андрей Соколов. Целью визитеров был отбор лихтеров УДП для дальнейшей передачи в аренду «Олдекс-ОД». Судя по всему, Андрей Соколов в этой схеме исполнял роль эксперта, так как принимал непосредственное участие в процессе осмотра судов.

Результатом встречи стало подписание договора, согласно которому «Олдекс-ОД» были переданы в аренду 18 лихтеров. Дело своего предшественника продолжил в феврале 2018 года новый руководитель пароходства Дмитрий Чалый. Тогда в направлении «Олдекс-ОД» «уплыли» еще 14 судов.

Что примечательно: ни Дмитрий Баринов, ни Дмитрий Чалый при заключении договоров и допсоглашений к ним не согласовали с управляющим органом – Министерством инфраструктуры Украины ни сам факт их подписания, ни содержание документов, как того требуют методические рекомендации. Кроме того, все лихтеры были переданы контрагенту без договора страхования, что является обязательным условием при фрахтовании флота.

При этом ни одного из руководителей УДП не смутило то, что они передают суда в аренду предприятию, основной деятельностью которого, согласно данным из открытых источников, является… производство мебели. Больше того, у ООО «Олдекс-ОД» не был оплачен уставный капитал, а единственным его работником, директором и по совместительству главным бухгалтером предприятия числилась некая Елена Кудрявцева. По сведениям, изложенным в материалах следствия, о неблагонадежности ООО «Олдекс-ОД» руководство УДП не раз предупреждал начальник службы безопасности предприятия. Но слушать его не стали.

Как было установлено позже, сама Кудрявцева понятия не имела, что руководит данной фирмой. Зато детективам НАБУ она рассказала, что за два года до указанных событий потеряла паспорт.

Больше в этой истории имя Елены Кудрявцевой не встречается. Зато не раз упоминаются имена других людей, знакомые жителям Одесской области благодаря активной политической деятельности их носителей.

Основываясь на допросах свидетелей и на документах, детективы установили, что зафрахтованные лихтеры в начале операции передавались для проведения ремонта на завод «Дунайсудоремонт», принадлежащий клану Урбанских. Был ли на самом деле осуществлен ремонт или мы имеем дело с обычной схемой в судоходном бизнесе, когда ремонт производился лишь на бумаге, а на самом деле реализовывалась схема, подразумевающая уменьшение будущих фрахтовых платежей за счет компенсации расходов на несуществующие ремонтные работы со стороны арендодателя, в решении Высшего антикоррупционного суда Украины не указывается.

После этого лихтеры перемещались в порт Черноморск, а далее, через нейтральные воды, в акваторию турецких портов Инеболу и Тузла.

Следствию удалось установить, что вопросами ремонта судов на заводе «Дунайсудоремонт» занимался некий Артем Васильев, который действовал от имени компании «Экотехнолоджи». Он же подписывал документы от имени «Олдекс-ОД», а также принимал участие в ремонте-перевоплощении судов и на территории Турции. Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц, руководителем ООО «Экотехнолоджи» является депутат Одесского областного совета от ОПЗЖ Виктор Баранский.

От собственника завода «Inebolu» детективы узнали еще один любопытный факт. Летом 2018 года на завод приезжали представители компании «Effective managementservice», которые хотели оформить заказ по переоборудованию стоящих на рейде в порту Инеболу лихтеров в баржи. Однако предъявить документы, подтверждающие их право на владение судами, переговорщики не смогли. Поэтому получили отказ. Через две недели лихтеры были отбуксированы в порт Тузла. Здесь на заводе Kuzey Star их ждало практически волшебное преображение: по заказу компании «Effective managementservice» плавсредства разрезали на части, из которых построили новые суда. Так 32 лихтера, которые к тому времени разыскивали их законные владельцы, превратились в 12 барж.

Представители турецких заводов сообщили следствию, что в переговорах о переоборудовании барж принимали участие следующие лица: Андрей Обухов, Тугай Зорба, Александр Васильев и человек, который представился просто как Михаил. В ходе расследования детективы установили, что речь идет о некоем бизнесмене по имени Тихонов Михаил Владимирович. Следствие также располагает данными о том, что представителями компании «Effective managementservice» являются Евгений Питченко, Сергей Тхоржеский и Константин Стадников, а руководителем – Владимир Юдаев.

В ходе досудебного следствия появилась информация, что к противоправному отчуждению 32 лихтеров, принадлежащих ЧАО «УДП», могут быть причастны как должностные лица данного предприятия, так и сотрудники ООО «Олтекс-ОД», ООО «Транс Сервис Балк», ООО «Сапсан Трансшип» и ООО «СТО Шиппинг». На сегодняшний день этот список не является исчерпывающим, так как детективы подозревают, что в деле могу открыться новые обстоятельства и появиться новые фигуранты. Пока же достоверными являются следующие факты.

Итак, в 2018 году 32 лихтера ЧАО «УДП» после их передачи в аренду «Олдекс-ОД» и ремонта (а был ли он?) на заводе «Дунайсудоремонт» под агентированием ООО «Морское агентство «Альтаир» «ALTAIR MARINE AGENCY» (Молдова) были перемещены в акваторию Черноморского судоремонтного завода. В операции принимали участие буксиры «Vyktory» (IMO 6925446, флаг Украины, судовладелец ООО «Сервис Транс Балк») и «Refola» (IMO 7907403, флаг Украина, судовладелец ООО «Сапсан Трансшип».

По информации Государственной пограничной службы и Государственной таможенной службы Украины в июне-ноябре 2018 года «Морское агентство «Альтаир» оформило вывоз 32 лихтеров буксиром SIRIUS V» (IMO 763175, флаг Молдовы, судовладелец «Adonia navigation CORP») за пределы Украины в нейтральные воды. Примечательно, что лихтеры декларировались в таможенных документах как груз.

В ходе допроса члены экипажей буксиров дали свидетельские показания, где признали, что на лихтерах, которые приняли на рейде Черноморского порта, закрасили черной краской оригинальные номера и белой краской нанесли новые. После этого лихтеры отбуксировали сначала в порт Инеболу, а затем на завод Kuzey Star в Турции. Здесь, как мы уже писали выше, их и превратили в баржи подобно тому, как маленькие дети строят корабли из отдельных деталей конструктора «Лего», превращая несколько моделей в одну, и наоборот.

В период с апреля по сентябрь 2019 года буксиры «Breeze-1», (судовладелец ООО «Сапсан Трансшип»), «Vyktory» и «SIRIUS V» (судовладелец ООО «Сервис Транс Балк», агентирование ООО «СТС Шиппинг») доставили переоборудованные баржи на историческую родину, то есть на территорию Украины.

И здесь открываются, пожалуй, самые интересные факты. Оказалось, что ООО «Сапсан Трансшип» и ООО «Сервис Транс Балк» находятся в одном офисном помещении, расположенном по адресу: Одесская область, Лиманский район, село Визирка, улица Алексея Ставницера, 60, корпус 2, офис 27. Более того, свою корреспонденцию они отправляют с одного адреса электронной почты, а также имеют общий IP-адрес.

ООО Сапсан

Сервис Транс Балк адрес

Согласно онлайн-сервису проверки компаний YouControl,  конечным бенефициарным собственником ООО «Сервис Транс Балк» и ООО «Сапсан Трансшип» является директор ООО «Экотехнолоджи» Виктор Баранский. Основательницей обеих компании в свое время была его мать Лилия Дарий, а через некоторое время собственницей второй из них по неизвестной причине стала теща депутата Галина Андреева.

Сапсан учредители

Баранский

Сервис Транс Балк

Следствием также установлено, что Евгений Питченко на протяжении 2017-2020 гг. неоднократно созванивался с председателем правления ЧАО «УДП» Дмитрием Бариновым, агентом ООО «Морское агентство «Альтаир» Виктором Бибером, руководителем ООО «Экотехнолоджи» Виктором Баранским, представителем этой же компании Артемом Васильевым, представителями ООО ««Effective managementservice» Сергеем Тхоржевским и Константином Стадниковым.

Также 9 августа 2017 года абонентские номера, принадлежащие Андрею Соколову и Евгению Питченко, находились в зоне действия базовых станций города Измаила, что может свидетельствовать об их участии в переговорах с Дмитрием Бариновым касательно договора фрахтования лихтеров.

Добавим, что замаскировать до конца следы своих махинаций фигурантам дела не удалось. Части лихтеров УДП, имеющие индивидуальные отличительные особенности, во время проведения следственных действий были легко опознаны сотрудниками технической службы пароходства.

По решению Высшего антикоррупционного суда баржи, сконструированные из похищенных лихтеров УДП, были арестованы и выставлены на конкурс, инициированный Агентством по розыску и менеджменту активов. Победителем конкурса стало ЧАО «УДП», вернув имущество в свою собственность. Мы надеемся, что следствие скоро выведет на чистую воду тех, кто, обвиняя других в коррупции, сам является бенефициаром грязных махинаций. И история с превращением лихтеров в детали для конструктора незаконных схем больше не повторится.