Усть-Дунайск

Около портопункта «Килия» уже две недели в ожидании погрузки стоит иностранное судно VENUS (флаг к. Танзании). Теплоход никак не может загрузиться купленным у украинского сельхозпроизводителя зерном. Испанская компания K&L Commodities S.L., приобретшая 2700 тонн ячменя, тщетно пытается забрать свой товар и отчалить к родным берегам, сообщает Бессарабия.UA. Испанцы, не предвидевшие в обычной сделке такого оборота, на собственном опыте убедились в том, насколько жесткой и беспринципной бывает в Украине борьба с конкурентом, в особенности, если главным оружием в ней служит… коррупция.

Перевалкой грузов в килийском порту официально занимаются три равноправных оператора – государственное предприятие «Морской торговый порт «Усть-Дунайск», ООО «Зерновой терминал Килия» и ООО «Краншип». В последние годы между двумя последними операторами идет напряженная борьба, в ходе которой ООО «Краншип» (собственник – Андрей Иванов), используя нечистоплотные методы, всячески пытается изжить конкурента с территории порта. Побороться есть за что — ГП «МТП Усть-Дунайск» находится в состоянии подготовки к приватизации, и оба частных предприятия намерены в ней участвовать.

Но вернемся к испанцам. Судно VENUS, пришедшее за грузом еще 29 декабря, не может подойти к порту для погрузки — два лихтера компании «Краншип», заблокировавшие  причальную линию, не позволяют это сделать. Несмотря на предписание килийского филиала АМПУ убрать лихтер, господин Иванов не торопится освобождать причал. Тем самым он не только блокирует работу ООО «Зерновой терминал Килия», но и нарушает Закон Украины «О морских портах», обязательные постановления и свод обычаев порта «Усть-Дунайск». Помимо этого, что немаловажно, еще и порочит лицо нашего государства перед иностранным партнером.

Коротко о предыстории этого события. В июне-августе минувшего года группа компаний «Динекс», принадлежащая бессарабскому фермеру Александру Петкову, завезла на хранение в Усть-Дунайск для последующей отгрузки 3500 тонн ячменя урожая 2021 года. «Динекс» заключил договор с ООО «ЗТК» на перевалку и хранение продукции, а с ООО «Давос-Агро» — на хранение.

Стоит уточнить, что имущество «Зернового терминала Килия», являющееся его собственностью, расположено на территории порта. К нему относятся: ангар общей площадью 521,5 м2, весовая (операторская и весовая платформа) общей площадью 86 м2; эстакада для размещения погрузочно-разгрузочного оборудования общей площадью 365 м2. Что касается ООО «Давос-Агро», то данное предприятие осуществляет свою деятельность по хранению на территории порта на основании договора № 2Д о предоставлении услуг, заключенного с МТП «Усть-Дунайск» 4 января 2019 года. Данный документ не расторгался ни по согласованию сторон, ни в судебном порядке. В одностороннем же порядке он не может быть аннулирован.

20 августа МТП «Усть-Дунайск» в лице и.о. директора Юрия Мартынюка попросил «Давос-Агро» освободить помещения от зерна, на что был получен ответ, что как только найдется покупатель, зерно вывезут. При этом компания «Давос-Агро» оплатила услуги порта по хранению зерна, согласно условиям договора, в полном объеме, подтверждением чему являются платежные документы.

Между тем юрист порта (и по совместительству адвокат ООО «Краншип», представляющий его интересы в судах!) Богдан Колесниченко в сентябре минувшего года подал жалобу в прокуратуру, обвинив «Давос-Агро» в рейдерском захвате склада. На чем основана данная жалоба (внесена в реестр досудебных расследований), непонятно, ведь загрузка склада зерном производилась по всем правилам и при свете дня. В рамках уже фиктивного уголовного дела следственный судья Киевского районного суда г. Одессы Ю. Федулеева вынесла решение об аресте государственного склада, с целью не допустить завладение его третьими лицами (как будто у порта была необходимость арестовывать собственный склад на подконтрольной ему же территории!). Однако на зерно арест не был наложен.

С 29 декабря, когда в Килию за зерном, приобретенным у компании «Динекс», прибыло иностранное судно, на территории проходной порта внезапно объявилось больше десятка новых людей – якобы охранников порта. По имеющейся информации, прибыли они из Белой Церкви. Без униформы, без каких-либо опознавательных знаков, непонятно как оформленные, эти люди запрещают работникам ООО «ЗТК» и ООО «Давос-Агро», имеющим пропуска (!), проходить на свои рабочие места. А недели полторы назад двое сотрудников «ЗТК» даже были избиты молодчиками — по данному факту вызывали скорую и полицию. Подчиняются прибывшие «титушки» Роману Гладчуку – работнику группы компаний «Трансшип», бенефициарным владельцем которых является Андрей Иванов.

Когда же от и.о. директора ГП «МТП Усть-Дунайск» Юрия Мартынюка потребовали прекратить произвол, он «включил дурачка» и сослался на самоуправство своего адвоката (юриста порта) Богдана Колесниченко, заявил о невозможности со своей стороны повлиять на ситуацию. Коррупционный сговор владельца «Краншипа» Андрея Иванова с руководством порта Юрием Мартынюком, как говорится, налицо. Вместо того, чтоб отстаивать интересы государственного предприятия, держать нейтралитет по отношению к операторам, он играет на стороне «Краншипа».

Странно, если можно это так назвать, ведут себя и правоохранители. В частности, Одесская областная прокуратура и Измаильская окружная не содействуют восстановлению порядка: все обращения компаний, пострадавших из-за своеволия «Краншипа», игнорируются руководителями ведомства. Причем, измаильский прокурор Александр Сара явно лоббирует интересы компании «Краншип». В телефонном режиме он сообщает капитану порта и работникам ГП «АМПУ» недостоверную информацию об аресте груза, аресте оборудования ООО «ЗТК», не подтверждая свои заявления документально, вследствие чего происходит блокирование деятельности «ЗТК». На сегодняшний день по устному требованию Сары запрещен доступ к продукции и собственнику зерна (Александру Петкову). Хотя судебным решением арест наложен на склад порта, а не на зерно. Прослеживается коррупционная связь и между областным прокурором Сергеем Костенко и главой «Краншипа» Андреем Ивановым. О ней красноречиво говорит тот факт, что нынешний глава Одесской областной прокуратуры до назначения на эту должность предоставлял адвокатские услуги именно Андрею Иванову (судебное дело № 504/1603/20) и лично представлял интересы ООО «Краншип» (адвокатский ордер серия ВН №1006602 от 21.04.2020).

Бездействует и полиция. Понимая, чью сторону заняли прокуроры, полицейские заявляют, мол, «мы не будем в вашей войне участвовать, разбирайтесь сами». На ежедневные обращения к оператору «102» сотрудники полиции не принимают никаких действенных мер, ссылаются на указания руководителя Измаильской окружной прокуратуры Александра Сары, который, в свою очередь, кивает на указания руководителя Одесской областной прокуратуры Сергея Костенко.

Сам же господин Иванов, заваривший эту кашу, считает себя исключительно порядочным, практически безгрешным. В одном из интервью в проекте «Стоп, коррупция!», которое  бизнесмен давал пару лет назад, он настолько разошелся в самовосхвалении, что заявил журналистке, что, дескать, дошел до такого совершенства, что даже правила дорожного движения перестал нарушать! Якобы для него это принципиально важно – быть честным. Судя же по реальным делам, несложно догадаться, что Иванов – тот еще артист, и не такое расскажет. И это даже если не брать во внимание факт ведения Ивановым бизнеса на оккупированных территориях и в России…

Не будем далеко ходить, достаточно непорядочных дел, совершенных господином Ивановым и у нас, в Бессарабии. Так, в 2018 году компания Иванова «Краншип», получившая в управление пшеницу от одного из болградских сельхозпроизводителей, из общего количества бесследно «потеряла» на своем лихтере 668 тонн. Собственник зерна третий год подряд открывает уголовные производства, а измаильский прокурор их закрывает. И никаких расследований, никаких допросов по сей день по данному факту никого даже не опрашивали.

Пока «делишки» проворачивались на местном уровне, все оставалось шито-крыто, хоть и белыми нитями… Но разросшаяся коррупция сегодня выглянула своим уродливым обличьем за бессарабские пределы и тем самым причинила серьезные убытки уже иностранной компании. Испанцы же такое не намерены спускать. Потому сегодня, 13 января, руководители ООО «Зерновой терминал Килия» и испанской компании K&L Commodities S.L. написали письменное обращение в Офис Президента Украины. К данному вопросу подключился и консул. А несколько дней тому назад обращение с аналогичным текстом было направлено в Комитет Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики.

В своем обращении руководители компаний, пострадавших из-за самоуправства Андрея Иванова настаивают на том, чтобы Министерством инфраструктуры Украины было проведено служебное расследование, по результатам которого ООО «Краншип» лишат статуса портового оператора на территории порта «Усть-Дунайск». Также, считают составители документа, Генеральная инспекция Офиса Генерального прокурора Украины должна провести служебное расследование по факту совершения противоправных действий руководителем Одесской областной прокуратуры Костенко С.К. и прокурорами Измаильской окружной прокуратуры. А Министерству внутренних дел необходимо проверить факты противоправного содействия работниками полиции в рейдерском захвате порта «Усть-Дунайск» путем преступного бездействия, выполнения преступных указаний работников прокуратуры окружного и областного уровней. Проверка должна коснуться и руководителя ГП «МТП «Усть-Дунайск» Юрия Мартынюка — он должен быть уволен с занимаемой должности. Словом, каждый участник неприглядной истории, хочется верить, понесет заслуженное наказание.

Какой будет реакция руководства страны на происходящее в Килие, трудно предугадать. Но важно, чтобы ответственные лица осознавали серьезность ситуации, готовой обернуться международным скандалом. А такое «шило» в мешке уже не утаишь — проигнорировать не удастся.