«Ищите для своего ребенка другую школу или отдавайте в училище. Со следующего учебного года в нашей 10 класса не будет». Сообщения такого содержания с начала года начали получать на вайбер родители девятиклассников как в маленьких городах, так и в областных центрах. Не обошла рассылка и столицу.

Но если те, кто живет в больших городах, начали лихорадочно искать информацию о том, где находится ближайшая к ним школа, которая будет менять свой статус на лицей, то родители учеников в городках с населением меньше пятидесяти тысяч уже приготовились к тому, что их детям придется экстренно поступать в текущем году в техникумы или училища, забыв о мечтах получить высшее образование.

С тем, насколько обоснованы такие опасения, в условиях всеобщей паники не стали разбираться ни пользователи социальных сетей, ни журналисты большинства средств массовой информации. Прикрываясь громкими лозунгами о защите интересов избирателей, подогревать паническую атмосферу взялись и некоторые политики.

В связи с вышеизложенным члены Комитета образования и науки от различных фракций 29 января выступили в Верховной Раде с заявлением, в котором четко обозначили следующие моменты:

  • Полное общее среднее образование в Украине обязательно, бесплатно и гарантируется Конституцией.
  • То, что в селах и поселках больше не будет старших классов – это откровенный фейк.
  • Реформа старшей школы преследует цель создать условия для качественного образования детей и дать им возможность полноценно подготовиться к дальнейшей профессиональной жизни.

Прежде всего небольшое принципиальное объяснение: трехлетняя старшая профильная школа (10-12 классы) согласно реформе образования должна заработать до 2027 года.

В текущем году, как и в прошлом и во всех предыдущих, зачисление в 10-е классы учреждений общего среднего образования будет происходить после издания приказа о переводе в него учеников 9-х классов этого же учебного заведения, которые не изъявили намерение прекратить обучение в нем и не были отчислены или переведены в другие учебные заведения в соответствии с Порядком зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования.

Целью Новой украинской школы является предоставление старшим школьникам возможности выбора после окончания базовой средней школы (9 класс) продолжить обучение в академическом лицее по избранному школьником профилю (с возможностью выбирать предметы), или же поступить в профессиональный лицей и к его окончанию получить не только полное среднее образование, но и свою первую профессию.

Однако на реализацию таких изменений нужны средства и время. Чтобы успеть трансформировать школьную систему образования до 2027 года, начинать процесс преобразований нужно уже сейчас. Но это отнюдь не означает, что уже к следующему учебному году в большинстве школ не останется десятых классов. На то, чтобы окончательно определиться со статусом школ, закон дает их учредителям время до 2024 года.

Теперь рассмотрим более детально вопрос профильного обучения, которое планируют внедрить в старшей школе вместо существующего общего. В настоящий момент дети в 10-11 классах изучают более двадцати обязательных предметов, часть из которых большинству просто не интересна. Для того чтобы более углубленно изучить какую-либо дисциплину, ученикам приходится либо самостоятельно грызть гранит науки, что не всегда дает лучшие результаты, либо обращаться к репетиторам. Профильное обучение направлено на то, чтобы удовлетворить образовательные потребности учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и ориентацией на получение будущей профессии.

Однако для того, чтобы ребенок имел возможность выбрать профиль обучения, этот выбор нужно создать. О каком выборе может идти речь, если в школе один десятый класс? Среди всех возможных специализаций учебному заведению придется выбрать одну, то есть фактически навязывать ученикам профиль обучения, что противоречит и Закону «О полном общем среднем образовании», и здравому смыслу. Поэтому нынешняя реформа образования предусматривает, что в профильном лицее должно быть не менее четырех классов в параллели. В таком случае выбор профиля будет реальным, а не исключительно задекларированным.

Что касается еще одного мифа, утверждающего, что в связи с изменениями в законодательстве «профильные лицеи могут создаваться только в общинах или городах с населением более пятидесяти тысяч жителей», то здесь имеет место манипуляция со стороны тех, кому выгодно поддерживать в обществе высокий накал страстей.

Статья 32 Закона «О среднем образовании» предусматривает, что «Развитие сети коммунальных лицеев планируют и обеспечивают … областные и городские советы (городов с населением более 50 000 человек)». По сути, эта норма означает, что в громадах численностью меньше пятидесяти тысяч человек профильный лицей никто открывать не запрещает, но учреждать его имеет право областной совет. Такой подход не лишен логики. Депутаты облсоветов лучше владеют информацией на местах, поэтому могут найти способы более эффективного распределения средств на организацию образовательного процесса. Ведь в последний входит не только финансирование работы школ, но и обустройство дорог, закупка школьных автобусов и другие процессы, связанные с изменениями в работе школ после объединения нескольких учреждений среднего образования.

Но здесь стоит понимать, что обеспечить оптимальную организацию сети образовательных учреждений в регионе можно только при условии качественной коммуникации органов местного самоуправления с областными властями. И доверии к этим властям, что на сегодняшний день наблюдается далеко не во всех областях.