По решению Президента Украины нынешний учебный год объявлен в нашей стране Годом математического образования. Это сделано для «соблюдения конституционных гарантий по реализации права на образование, для создания возможностей равного доступа украинских школьников к современному и качественному математическому образованию, формирования у них надлежащего уровня математической компетентности, учитывая результаты международного исследования качества образования PISA».

Кабинету министров дано поручение разработать пути реализации указа, включая, среди прочего, использование лучших отечественных и международных методик, изучение наработок государств, демонстрирующих высокие показатели по математическим навыкам у школьников, создание условий для повышения мотивации учащихся к приобретению математических знаний и навыков и их применению в разных сферах жизни. Предусматривается и проведение конкурсов, олимпиад и других соревнований по математике, направленных на решение задач с поиском нестандартных подходов.

Как раз в эти дни в школах проходит «Неделя математики».  Руководитель методического объединения учителей математики Утконосовской общеобразовательной школы Елена Смокина рассказала, какие внеклассные мероприятия организованы в её школе.

Утконосовские восьмиклассники участвуют в конкурсе-презентации «Жизнь замечательных людей» – представляют доклады о видных деятелях науки. В этих классах изучаются теоремы Пифагора и Фалеса – школьники приготовили доклад и об этих учёных древности. Воспитательный смысл подобных заданий в том, чтобы дети могли увидеть, как тот или иной выдающийся человек прожил свою жизнь. 

Девятые классы рассуждают о загадках «Золотого сечения». Для детей младших классов – конкурсы весёлых математиков: проводятся соревнования между командами по решению задач, включая ребусы и задания, развивающие логическое мышление. Если показать ребёнку, что математика – это живая наука, способная выручить в любых жизненных ситуациях, то педагогическая цель достигнута.

В прошлом году устраивался «брейн-ринг» между старшеклассниками, работало «математическое кафе». Кроме того, школа готовит воспитанников и к ежегодному международному конкурсу математиков «Кенгуру». Важно заинтересовать детей, подключая игру и развлечение, говорит Елена Константиновна. При этом, конечно, уже в старших классах основным стимулом к изучению математики становится подготовка к грядущему ВНО и к поступлению в вузы.

Было интересно узнать мнение нашей собеседницы о современных учебных пособиях – нынешние украинские учебники она оценивает, как удачные и соответствующие программе. А вот высокие технологии, столь востребованные в образовании, иногда способны сыграть злую шутку: учителя нередко сталкиваются с тем, что школьники списывают домашние задания из интернета, бездумно пользуются программами, решающими за них задачи. В итоге ребёнок, приносящий из дома безупречно решённые задания, оказывается не способен справиться с самостоятельной работой.

В целом, ученики сельской школы прилежны и охотно поступают в вузы. Тем не менее одно из пожеланий математиков, которое выразила и моя собеседница – чтобы Министерство образования выделило больше часов на изучение математических дисциплин в 7-9 классах, когда вводится алгебра и геометрия.

Утконосовские педагоги надеются, что их воспитанники, идущие сегодня на математические факультеты, станут когда-нибудь хорошей сменой своим наставникам, и для этого не жалеют сил…

Напомним читателю, что в прошедшем году украинские школы впервые поучаствовали в международном исследовании качества образования по программе оценки школ PISA. Устроитель тестов PISA – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Такие исследования проводятся в Европе, Азии и Северной Америке с 2000-го года и неизменно служат поводом для оживлённых дискуссий. Так, тесты 2000-го года показали всему миру высокую эффективность современной финской школы, возникшей благодаря системной образовательной реформе 1960-х и 1970-х. Именно после публикации результатов теста 2000-го года школьная система Финляндии стала образцом для подражания и местом съездов педагогических делегаций из других стран, тщательно изучавших уникальный опыт финнов. В Германии «PISA-2000» вызвала серьёзный резонанс в академических и правительственных кругах – слово «шок» на несколько лет стало ключевым в газетных заголовках и научных статьях. Результат: в течение последующих 20 лет немцы как следует взялись за свою школу и добились ощутимых улучшений. Заметим также, что и немецкий учитель материально обеспечен и живёт с уверенностью в завтрашнем дне…

В украинской школе «PiSA-2019» выявила низкую успеваемость учащихся по математике и неравенство в доступе детей к качественному образованию – сумеем ли мы справиться с брошенными нам вызовами? Ведь в сегодняшней школе растёт наше завтрашнее общество.