«Безграмотными в 21 веке

 будут не те, кто не умеет читать

 и писать, а те,

 кто не умеет учиться,

разучиваться и переучиваться.»

 —  Элвин Тоффлер

С 12 марта все украинские школы оказались перед нелегким вызовом – необходимостью в короткий период перейти на дистанционное обучение. Уже к началу новой рабочей недели, то есть к 16 числу того же месяца, учителя должны были быть готовы передавать своим ученикам знания, применяя новейшие технологии, а ученики – использовать имеющиеся в их распоряжении гаджеты не только для игр и общения в соцсетях, а и для учебы. И если изначально многие надеялись «проскочить» эти три недели и «нагнать материал», вернувшись в следующем месяце к традиционной форме обучения, то уже с началом апреля стало ясно, что карантин вводится надолго, а значит, к «дистанционке» надо подходить со всей ответственностью. Наверное, излишне говорить, что такая форма организации обучения стала настоящим испытанием и для учителей, и для учеников, и для их родителей.

Поэтому в настоящий момент результаты внезапного перехода учебных заведений на дистанционную форму работы, ставшую в марте вынужденной мерой, стоит рассматривать скорее с точки зрения опыта, который можно с пользой реализовать в будущем.

Сегодня, когда в условиях пандемии в ближайшее время дистанционное обучение может стать единственной возможностью для получения знаний в некоторых населенных пунктах, из этого опыта важно извлечь соответствующие уроки, воплотить в жизнь лучшие наработки и избежать тех ошибок, которые превратили дистанционное обучение в источник раздражения для всех, имеющих какое-либо отношение к системе украинского образования.

Бессарабский медиахолдинг провел собственный опрос, по результатам которого можно составить картину впечатлений от дистанционного обучения, а также выделить его преимущества и недостатки. Ниже представляем вашему вниманию результаты исследования, в котором приняли участие 296 родителей бессарабских школьников. Обращаем внимание на то, что опрос проводился анонимно. По каждому вопросу участникам предлагалось выбрать один из предложенных ответов или высказать свое мнение.

Итак, что говорят родители школьников, которым пришлось учиться дистанционно в течение трех месяцев, о том, как был организован процесс получения знаний во время карантина.

В целом результатами «дистанционки» довольны только шесть процентов опрошенных. В то время как число их оппонентов составило 69 процентов. Свои плюсы и минусы в такой системе обучения нашли 23 процента респондентов. 

Поводов для недовольства, как показал опрос, у родителей оказалось очень много. Но мнения по каждому вопросу у большинства разошлись.

Так, 65 процентов опрошенных заявили, что в период дистанционного обучения у их детей на учебу уходило больше времени, чем обычно. При этом 22 процента, наоборот, отметили обратную тенденцию, шесть процентов не увидели никакой разницы и три процента затруднились с ответом.

Стоит отметить честность наших респондентов, которые отвечая на этот вопрос, признались в том, что их чада «списывали все с интернета», а все остальное время игрались в компьютере, создавая рабочий вид.

Больше всего «своих» ответов мы получили на вопрос «С какими трудностями столкнулись конкретно Вы во время дистанционного обучения?». Предложенные нами варианты «не с кем было оставить детей дома», «не хватало устройств (ноутбуки, телефоны) чтобы все дети могли заниматься одновременно» и «плохое качество интернета» выбрали 32, 36 и 30 процентов опрошенных соответственно. При этом некоторые респонденты указали, что все эти проблемы имели место одновременно.

Ниже небольшая подборка жалоб наших читателей, которыми они поделились в нашем опросе.

«Не с кем было оставить детей дома, без родительского контроля сами ничего не хотели делать, карантин воспринимали как каникулы».

«Не каждый родитель помнит школьную программу плюс иностранные языки. На работе, уроки делали ночью и не с кем было оставлять и помогать».

«Деякі теми мені було складно пояснити дитині».

«Качество преподавания не отвечало никаким критериям. Учителя просто скидывали номера страниц и заданий и все. Это халатное отношение к своим обязанностям. Так было в школе –  пятый класс, так было в институте – первый курс. Ни объяснений, ни лекций, ни семинаров».

«Я работаю, и уроки занимали все моё свободное время».

«Много времени уходило на организацию учебного процесса и поиск нужного материала в интернете».

«Задания делались на «тяп-ляп».

«Ребёнок находился у бабушки, потому что я весь карантин работала без выходных».

«Не кожен предмет батьки можуть пояснити дитині».

«Учителя только задают задание и абсолютно не разъясняют материал».

«Невозможно преподавать детям, не имея педагогического образования! А самообучение дается далеко не всем».

«Учителя ничего не объясняли, а только задавали и проверяли домашние задания».

«Ребёнок не хотел воспринимать маму как учителя».

«Ребенка не оставляем одного дома, устройств нет, дома интернета нет. И самое главное, у родителей нет возможности заработать на покупку того же устройства. Вообще полностью против такого обучения».

«Первый класс и дистанционное обучение –  хуже не придумать. Научить ребенка читать, писать, считать, делать звуко-буквенный анализ слов все-таки должен учитель. Тем более если родители не изучали украинский, а язык обучения ребенка украинский».

«Несправедливое оценивание по некоторым предметам».

«Не всегда ребенок мог усвоить материал, а у меня не получалось доходчиво объяснить».

«Много материала приходилось обрабатывать, для того чтобы объяснить ребенку тему».

«Сложно объяснить ребёнку учебный материал так, как это делал учитель в школе».

Как показал наш опрос, при организации дистанционного учебного процесса специальные платформы для обучения использовали 35 процентов педагогов, школьные или свои личные сайты – 13, мессенджеры – 37 процентов. Около шести процентов написали, что их дети получали задания по телефону, еще два процента затруднились ответить на этот вопрос. Многие родители отметили, что большинство учителей с помощью указанных средств электронной связи отправляли детям только номера страниц, параграфов и заданий, которые необходимо выполнить. Некоторые ученики вообще не получали учебный материал от педагогов.

Отметим, что в конце учебного года Минобразования рекомендовало в случае невозможности организации дистанционного обучения и отсутствия оценок за период карантина во избежание дополнительного напряжения среди учеников и родителей, выводить итоговую оценку за второй семестр по тем оценкам, которые ученик получил до 12 марта, а годовую – по итогам первого и второго семестра.

Согласно результатам нашего исследования таким образом были оценены знания около десяти процентов учащихся. Оценки, которые стали итогом именно дистанционного обучения, получили 37 процентов учеников. Почти у восьми процентов отметки за второй семестр дублируются с первым. При этом 30 процентов родителей не поняли по какому принципу оценивали их детей и 10 процентов затруднились ответить на этот вопрос.

«В Google classroom были выставлены одни оценки, а в табель выставили другие, возможно, по предыдущему семестру», — написал один из наших респондентов.

Есть и родители, которые до сих пор не знают, какие оценки стоят в табелях у их детей (опрос проводился с 18 по 25 августа).

Что касается качества знаний, полученных во время карантина, то по мнению 61 процента родителей, оно ухудшилось. Ответ «качество знаний не изменилось» выбрали 20 процентов родителей, затруднились ответить на вопрос еще десять процентов. Около шести процентов опрошенных считают, что этот показатель при дистанционном обучении вырос.

«Те предметы, которые читал учитель – на высоком уровне, а те предметы, которые никто не читал – на нулевом уровне, забылось и то, что раньше учили».

«Один абсолютно самостоятельно подготовился и хорошо сдал ЗНО, второй с помощью старшего в конце по-быстрому все задания выполнил на ура»

«Качества нет. О чем говорить? Обратной связи с учителем нет».

При этом только 30 процентов родителей считают, что их дети не получали учебный материал в полном объеме, 50 процентов уверены в обратном, а шестнадцать затруднились ответить на вопрос.

Ниже приведены еще несколько мнений по этому поводу.

«Разные учителя по-разному все преподносили ученикам. Некоторые кидали номера страниц из книги и потом просто устраивали тестирование».

«Весь материал дистанционно дать невозможно».

«Даже больше, чем обычно. Заставляли писать и классные работы, в том числе».

«Мало дать задания, их надо детям правильно объяснить!»

«Давали в полном объёме. Но живое общение позволяет лучше усвоить материал».

«Я не считаю, что разобранный ребенком материал в учебнике является материалом в полном объеме».

Работой учителей во время карантина довольны 33 процента заполнивших анкету, недовольны – более 43, затруднились ответить 18 процентов опрошенных.

Среди респондентов нашлись и те, кто сочувствует учителям, и те, кто считает, что педагоги не самым должным образом подошли к выполнению своих обязанностей в такой сложный период:

«Есть еще над чем работать. Учителям тоже было нелегко».

«Не все учителя отнеслись ответственно к подготовке заданий и проведению уроков».

«Учителем младших классов — да, предметниками – нет».

Бессарабскому медиахолдингу известны несколько частных случаев, когда перед началом нынешнего учебного года родители в срочном порядке стали искать возможность перевести своих детей в специализированные онлайн-школы. Свое решение они мотивируют низким уровнем организации дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях во время карантина.

Среди опрошенных нами так готовы поступить только чуть более двух процентов родителей бессарабских школьников, почти шесть хотели бы это сделать, но не имеют материальной возможности. 22 процента не доверяют онлайн-образованию как таковому, 31 процент считает, что таким образом ребенок будет лишен общения со сверстниками, а 36 – что ребенок без контроля со стороны учителя вообще не будет учиться.

Подводя итоги, можно однозначно сказать, что общеобразовательные школы оказались не готовы к внедрению дистанционной формы обучения. Но огульно обвинять во всем учителей, не владеющих методикой дистанционного преподавания и современными технологиями, на наш взгляд, все же не стоит. В конце концов перед ними до марта этого года никто не ставил такую задачу.  Свою роль в провале онлайн-образования сыграло и низкое качество интернета, и отсутствие необходимого технического оснащения как у учеников, так и у учителей, и, будем честны, отсутствие навыков компьютерной грамотности у родителей.

Способно ли дистанционное обучение заменить традиционное? Украинские эксперты, как и их зарубежные коллеги, утверждают, что нет. Однако, учитывая эпидемиологическую ситуацию в Украине, на некоторое время онлайн-образование может вновь стать нашей реальностью. И потому каждый из нас – ученики, учителя, дети – должен быть готов к такому вызову. Терять еще несколько месяцев учебного года слишком расточительно для всех.