Бабин ден (Бабий день), или праздник чествования бабки-повитухи болгарами Бессарабии отмечался издавна. 21 января традиционно женские компании собирались за накрытыми столами и праздновали, согласно обычаю, без мужчин. Это поистине женский праздник, своего рода – магический девичник!

К примеру, в Виноградовке Арцизской территориальной общины (ТО) живут несколько женщин уже семидесятилетнего возраста, которые помнят обрядность, характерную только для этого населённого пункта.

Так, Зинаида Ивановна Мильчева, участница народного ансамбля песни и танца «Гердан», вспоминает, что в 60-70-х годах прошлого столетия празднование проводилось у так называемой «бабы», избранной женщинами конкретной маалы (обычно с одной сельской улицы). Издавна в этот день, 21 января, отдавалась дань уважения пожилым женщинам, которые помогали роженицам воспроизвести на свет дитя. Иными словами, каждая женщина, у которой роды принимала повитуха, должна была поблагодарить ее за помощь. Понятно, что бабка-повитуха, при развитой медицинской помощи, уже оказалась невостребованной в родовспоможении. Теперь это номинальная почётная «должность», призванная служить сохранению культурно-исторического наследия бессарабских болгар.

Зинаида Ивановна рассказала журналисту Бессарабского медиахолдинга, что январский праздничный цикл у бессарабских болгар заканчивается Бабьим днем. Рано утром 20 января, когда празднуется Иванов день, мама нашей собеседницы замешивала тесто, чтобы испечь каравай. Помимо этого, отваривала курицу и выпекала хрустики (сейчас эту выпечку заменяют трубочки).

Отварную курицу и каравай с вечера заворачивали в мисал (холст, в который заворачивают хлеб или подарки, когда приходят к кому-то в гости).  Еще в сумерках 21 января каждая приглашенная женщина спешила принести каравай в дом повитухи, где в одной из комнат были предварительно расставлены столы и стулья.  Между хозяйками шло своеобразное соревнование, кто быстрее принесет свой хлеб, чтобы зарезервировать себе место возле «бабы».  Самые проворные садились возле повитухи напротив своего каравая. Более медлительные хозяйки усаживались возле двери, так как одними из последних испекли хлеб и выложили его на стол.

К обеду у пожилой женщины собирались нарядно одетые гостьи, которые приносили с собой хрустики, бутылку вина либо шкалик ракии (водки). Обычно на праздник шли свекровь с невесткой либо мама с дочкой. Но за стол не садились, пока повитухе («старшей») одна из пришедших женщин не омоет руки. Обычно посреди комнаты ставились скамейка, таз, мыло, новое полотенце и ведро с теплой водой.  Для этого ритуала приглашалась недавно родившая молодая женщина, чтобы она омыла повитухе руки. Мыло указывало на то, что руки у повитухи должны быть при этом занятии идеально чистыми. Незамужним девушкам дорога сюда была закрыта. Все присутствующие женщины одаривали бабу подарками (платками, отрезами ткани, полотенцами и т.д.), при этом веселились вместе с хозяйкой дома.

 Зажигая свечи, баба-повитуха читала молитву, кадила ладаном трапезу. Затем «старшая» нарезала хлебец, который испекла к этому торжеству. Также дольками нарезался лук. Каждая женщина должна была съесть по кусочку хлебца и лука в знак того, чтобы у молодых мам, кормящих грудью своих детей, всегда было молоко. После этого повитуха на подносе разносила сделанные своими руками ундички (помпоны из красных шерстяных ниток с бисером или бусинками), которую каждая из женщин прикрепляла к своей одежде как символ материнства. В поднос, где недавно лежали ундички, гостьи бросали монеты (кто сколько может), которые предназначались повитухе.

Вечером, после обильного угощения, женщины устраивали небольшой шабаш. Наряжались под мужчин, некоторые рисовали себе усы, и все вместе устраивали хождения по улицам. Захаживали в дома других повитух, где также праздновался Бабий день. Делегация оповещала о своем приходе громкими ударами палки о тазик. Заходя во двор дома, женщины танцевали красочное бабье хоро, а их, в свою очередь, угощали вином.

Мужчины не рисковали в этот вечер выходить на улицу. Если представителю сильного пола встречалась женская процессия, то с него, как минимум, могли стянуть шапку, понасмешничать и заставить угостить спиртным.

По словам жительницы Виноградовки З.И. Мильчевой, в ее селе празднование Бабьего дня заканчивалось далеко за полночь. Уже к концу мероприятия к компании присоединялись отсутствовавшие супруги, чтобы развлечь жен игрой на музыкальных инструментах. Остатки угощения оставляли в прохладном месте в доме повитухи, намереваясь продолжить веселье 22 января. Закончив домашние дела, на второй день женщины приглашались к повитухе на «топлу вину» (аналог глинтвейна). При этом надо было захватить с собой бутылку вина, маринованные арбузы, помидоры или огурцы. Для гостей подогревали кастрюлю вина, а застолье продолжалось до вечера. Этим обрядом завершались все зимние праздники. С 23 января уже начинались будни и подготовка к весне.

Такие традиции празднования Бабьего дня существовали в Виноградовке в прошлом столетии. Со временем, когда молодежь начала массово покидать село, Бабий день отмечали уже только единицы, не более двух-трех женщин в одном доме. Около десяти лет назад тогдашний руководитель народного ансамбля песни и танца «Гердан» Елена Дели решила этому болгарскому обряду дать второе дыхание. 40-50 женщин стали собираться в сельском Доме культуре, в точности стараясь воспроизвести обряды своих предков. Но на современном этапе все же исчезла традиция посещения женщинами других домов повитух.

В последние годы Бабий день больше походит на масштабные девичники, на которые собираются женщины разных возрастов. В ходе застолий, которые устраиваются по этому поводу в Домах культуры, женщины участвуют в юмористических конкурсах, разыгрывают сценки, поют и танцуют.  Лишь участники художественных коллективов из года в год стараются сохранить аутентичность этого праздника.  В Виноградовке эту традицию возрождают народный коллектив «Гердан» и директор Дома культуры Людмила Бончева. А вот в Березино Тарутинской общины атмосферу праздника, обряд, традиции, болгарские, украинские песни и танцы уже пару лет воссоздают участники ансамбля «Зірка палає». На театрализованное мероприятие в исполнении коллектива ежегодно приглашаются женщины-медики, которые уже на пенсии.

По словам директора Березинского Дома культуры Лены Лямкиной, до сих пор Бабий день в поселке празднуют все женщины. После январских праздников, когда вместо отдыха женщины то и дело накрывают столы, по-настоящему повеселиться они могут лишь 21 января. Даже 8 марта женская половина поселка так не расслабляется. В течение многих лет березинские женщины отмечают Бабий день, собираясь своими компаниями у кого-то дома либо в кафе, где веселье продолжается до поздней ночи.

К сожалению, в этом году из-за январского локдауна Бабий день ни в Березино, ни в Виноградовке женщины не отметят шумной компанией. Однако и это коронавирусное бедствие рано или поздно нас покинет. Поэтому пусть живёт и не забывается красивый и весёлый праздник, дарящий нашим женщинам-матерям хорошее настроение и напоминающий, что материнство – бремя нелёгкое, но почётное.