Когда первые фотомастера появились в Южной Бессарабии или Буджаке? Кто эти люди, и сохранились ли первые фотоснимки? Об этом – мой сегодняшний рассказ.

Первое в мире устойчивое фотографическое изображение было создано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Так что в 2021 году пора начать подготовку к 200-летнему юбилею возникновения искусства фотографии.

В царской России фотография появилась где-то около двух десятилетий спустя. Здесь, начиная с 1839 года, она начала развиваться и как технология, и как искусство. Первые фотосалоны возникли в столицах – в Москве и Санкт-Петербурге, а позже постепенно новомодное искусство стало распространяться в провинции.

Российские справочные издания, посвященные фотографии и фотографам, приводят сведения в том числе о положении дел в Бессарабии в интересующей нас области. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в губернии уже существовало более полсотни фотографических заведений. Разумеется, по их числу лидировал губернский центр – г. Кишинев. Здесь, если верить такому справочному изданию как «Российские фотографы (1839—1930)» авторства А. Попова, их насчитывалось 24. Крупнейшие уездные центры Бессарабии значительно уступали по этому показателю.

Однако прежде всего нас интересует Буджак. Так, к началу ХХ века в Аккермане действовали четыре фотоателье (Д. Аристидова, Г. Гулевича, А. Майстера и П. Геровича), столько же их было в Измаиле (К. Ляпина, И. Пераскова, И. Петичинского и Г. Фурдуя). По два заведения существовали в Болграде (А. Баласагло и Е. Еминевича) и в Рени (И. Кирякова и Клитотехниса). В Вилково работала фотография старообрядческого священника Евфимия Тихонова. Сведений о существовании фотографических заведений в других населенных пунктах Буджака справочные издания по фотографии царской России не дают. Одним словом, в городах и посадах междуречья Дуная и Днестра в начале ХХ века в общей сложности существовало 13 подобных заведений, то есть вдвое меньше, чем в губернском центре.

Ну а теперь вполне закономерно может возникнуть вопрос о том, какой из городов Буджака претендует на первенство в области фотографии. Отвечу сразу: “пионером” был Болград, где первый салон был открыт в 1863 году, а виртуозом фотодела здесь являлся Н. Летник. Это он проиллюстрировал замечательными снимками летопись этнических болгар, их быта и культурных традиций.

На юге Бессарабии за лидерские позиции также боролись крупнейшие здешние города и извечные соперники Измаил и Аккерман.

Здесь я хочу уточнить, что  в 1865 году в Российской империи был принят «Закон о печати», который среди прочего устанавливал и порядок открытия фотографических салонов. Закон предусматривал: «… объявить с подписками всеми содержателями фотографических заведений, чтобы они под опасением ответственности по закону не выпускали бы из своих заведений произведения светописи без обозначения фирмы фотографии и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». До появления этого закона фотография пользовалась относительной свободой и цензуре не подлежала. А уже в 1866 году был открыт фотосалон в Аккермане.

Из Отчета бессарабского губернатора в Министерство по делам печати России нам известно, что первое фотоателье в Измаиле появилось в 1879 году.

Им владел Константин (Карл) Ляпин. К началу ХХ века родоначальник измаильской фотографии располагал двумя фотосалонами – на ул. Мариинской в доме Дабовского и на пересечении улиц Кишиневской и Болградской в собственном доме.

В 1894 году министерство внутренних дел России разрешило выпускать бланки «открытых писем» частного изготовления. Это решение вызвало бум в сфере изготовления иллюстрированных открыток с видами городов. До сегодняшнего дня сохранились мастерски выполненные фотоснимки буджакских городов Аккермана, Измаила и Болграда.

Изобретение Л.Бланкар-Эвраром в 1850 году альбуминной фотобумаги подтолкнуло фотографов к наклейке отпечатков на картонные бланки (паспарту), которые фотографы-профессионалы стали использовать в рекламных целях: указывать адрес своего заведения, виды исполняемых работ, полученные награды и т. п.

А теперь пару слов о персоналиях. Больше всего информации у меня об измаильских фотографах дореволюционной поры. Поэтому подробнее – о своих земляках.

На рубеже XIX-XX  веков в Измаиле работал уже упоминавшийся и, надо полагать, самый маститый городской фотограф Карл (в некоторых источниках – Константин) Ляпин, дворянин, немец по происхождению. Фотографии мастера были в основном постановочного характера, на них мы видим множество бутафорских аксессуаров, качество фото отменное. Одни из самых известных работ Константина Федоровича, дошедших до наших дней, – фотографии измаильских городских голов Федора Тульчианова (1880-1892; 1900-1906) и Иоанна Авраамова (1909- 1911 гг.).

На оборотной стороне паспарту фотографий Ляпина видны типографские оттиски с изображением ряда наград и дипломов за участие в фотовыставках. Среди прочего – медаль Общества сельского хозяйства «За трудолюбие и искусство».

Ещё одно громкое имя в истории измаильской фотографии – Георгий Фурдуй. Он был владельцем собственного фотосалона, который в начале ХХ века располагался на ул. Александровской, 27 (дом Ефимовых), что напротив Греческого сквера. О мастере известно также, что он являлся участником II фотовыставки российского журнала «Фотографические новости» в 1912 году.

В справочном издании «Вся Россия» за 1906 г. попалось объявление Георгия Фурдуя: «Продается (или отдается в аренду) по случаю отъезда за границу первоклассная фотография (фотоателье – И.О.), очень хорошо обставленная, со стеклянным павильоном за руб. 300 в год. При фотографии квартира о 4 комнатах, с водопроводом, всеми другими удобствами. Фотограф-профессионал».

Мне неизвестно, удалось ли продать фотосалон или нет. Однако фамилия измаильского фотографа в источниках встречается и позднее, уже в период румынской администрации.