рукаВ 1968 году на телеэкраны СССР вышла памятная всем кинолента «Бриллиантовая рука. В начальной сцене кинокомедии, в которой главный герой Горбунков отправляется в морское путешествие, присутствует судно «Михаил Светлов». Не всем известно, что в ту пору в советском флоте не было теплоходов с подобным названием: в роли «Михаила Светлова» снялись сразу несколько судов. Носовой частью «Светлова» выступил лайнер «Россия», в кадре с подписью «Шёл седьмой день путешествия» запечатлена «Грузия», а промежуточную сцену выхода теплохода из порта сыграла элегантная «Украина». Правда, с «Украиной» тоже не всё так просто: тремя десятилетиями ранее у белоснежной стальной красавицы было совсем иное имя и «национальность», у неё имелась «сестра», и на их век пришлось немало приключений.

…19 мая 1938 года со стапелей копенгагенской судоверфи «Burmeister & Wain» сошёл 132-метровый комфортабельный лайнер класса «люкс» под румынским триколором. Его построили по заказу судоходной компании «Serviciul Maritim Român» из Бухареста. Спустя несколько месяцев был спущен на воду второй румынский лайнер похожего типа – в английском языке в подобных случаях употребляется образное наименование «суда-сёстры». На борту первой из «сестёр» красовалось имя «Basarabia», а вторую назвали «Transilvania». Согласно одному источнику, за каждый теплоход уплатили около 130 миллионов лей. Журналисты рапортовали публике о «самом быстроходном в мире коммерческом судне «Бессарабия», которое во время испытательного рейса сумело развить невиданную прежде скорость 25,7 узлов. Предыдущий рекорд – 25,5 узлов – принадлежал бельгийскому кораблю «Принц Альберт», построенному в 1937 году.верфь

На фоне тогдашних теплоходов «Бессарабия» и «Трансильвания» выделялись изысканными формами, прогрессивным для своей эпохи внешним видом. Ещё одной особенностью «Бессарабии» и её «сестры» было роскошное внутреннее убранство палуб, ресторанов, салонов и кают. На борту «Бессарабии» можно было разместить 80 пассажиров в каютах первого класса, 100 во втором классе и около 230 в третьем.Судно

Посрамив «Принца Альберта», «румынка» из Копенгагена без лишних церемоний отбыла на Чёрное море, чтобы приступить к работе на судоходной линии «Констанца-Александрия». Вместе с «Трансильванией» героиня нашего рассказа заменила на новом посту устаревшее судно «Дакия», построенное тремя десятилетиями ранее, в 1906 году. Отныне оба теплохода могли обеспечить более интенсивное движение на маршруте.

Как уже упоминалось, «Бессарабия» и «Трансильвания» отличались изысканным убранством. Сохранилась фотография одного из салонов и описание интерьера: «Помещение было рассчитано на 65 человек, здесь размещалась мебель из красного дерева, кожаные кресла и диваны. Имелся американский бар, изготовленный из полированного ореха, отделанный шпоном из корня берёзы. Стены были украшены прекрасными работами художника М. Штефэнеску в технике инкрустации с изображениями старинных замков и домов Бессарабии и Трансильвании, сообщавшим интерьеру атмосферу этих мест. В центре зала разместилась ​​танцевальная площадка в виде корабельной палубы. Роскошь убранства помещений, выполненного из дорогих материалов, сочетала в себе цвета и орнаменты, объединявшие современный и восточный стили… Деревянная отделка и мебель просторного первоклассного обеденного зала, где могли разместиться сразу все пассажиры, были изготовлены из полированной березы. Гостиная освещалась рассеянным светом. Его обеспечивали красивые декоративные и точечные светильники. За столовой находились вместительные служебные помещения, сообщавшиеся с кухней первого и второго классов. Кухня из нержавеющей стали, оборудованная электроприборами, не уступала кухням роскошных отелей».зал

Согласно другому описанию, в распоряжении пассажиров были кинотеатр и читальный зал, стены помещений радовали взор художественными фотографиями румынских пейзажей и коврами ручной работы. В каждой каюте имелась собственная ванная комната. На столах красовалась посуда из фарфора высочайшего качества и столовые приборы из нержавеющей стали. Осетрина и всевозможные мясные блюда могли порадовать самых взыскательных гурманов.отдых

Экипажи для обоих судов также отбирали наиболее тщательным образом.

Неудивительно, что «Трансильванию» ежегодно запрашивали туристические агентства Германии, Австрии, Польши, Чехословакии, Италии и других стран. Об этом поведала в своих воспоминаниях Кока Георгиу, дочь моряка Шербана Георгиу, служившего на корабле. По её рассказам, судно постоянно находилось в плавании и «для 150 членов команды оно стало вторым домом».

«В море время жизни замедляется – может, поэтому люди на пароходах дольше остаются молодыми», – размышлял в своей книге моряк-романтик Ш. Георгиу. К слову, сам он владел десятью языками, в изучении которых упражнялся во время походов. Сходя на берег, он всякий раз отправлялся в местные музеи и архивы. Со временем собрал коллекцию из 150 тысяч открыток…

За белоснежный цвет корпусов «плавучие пятизвёздочные отели» прозвали «лебедями Чёрного моря». «Бессарабия» и «Трансильвания» ещё не одно десятилетие оставались самыми быстроходными, маневренными лайнерами не только на Чёрном, но и на Средиземном море. Они были первыми в мире пассажирскими теплоходами с дизельными двигателями. Теплоходы могли перемещать как людей, так и грузы. Кроме портов Констанца и Александрия, обслуживались порты Пирей, Бейрут и Хайфа…Бессарабия

Осенью 1939 года в Европе разгоралась новая война. Боевые действия, передел границ и сопутствовавшая депрессивная обстановка привели к резкому сокращению морских пассажирских и грузовых перевозок и к закрытию некоторых европейских судоходных линий. Часть плавсредств румынского торгового флота передали армии для обслуживания морских конвоев в западном бассейне Чёрного моря. Чтобы не потерять «Бессарабию» и «Трансильванию» в боевых действиях, обеих «сестёр» отправили в район Босфора в бухту Золотой Рог. На лайнерах оставались моряки, а стамбульским властям регулярно платили за стоянку в турецком порту. Ближе к концу войны немецкие союзники, остро нуждавшиеся в транспорте, проявили интерес к обоим судам, однако администрации Румынии удалось найти формальный повод, чтобы не отдавать «белых лебедей» на войну.Трансильвания

По окончании Второй мировой войны «Бессарабия» исполнила свою последнюю румынскую миссию: осенью 1945 года на её борту вернулись на родину в порт Констанцы военнопленные из Советского Союза. Уже с 1944 года «Бессарабия» и «Трансильвания» находились под контролем СССР. Исследователи истории советского флота Ян Пичиневский и Алексей Сёмин указывают на то, что некоторое время на их борту оставались румынские экипажи под руководством советских капитанов и офицеров.порт

Советскому Союзу крайне не хватало транспортных судов, однако никаких прав на изъятие «Бессарабии» и «Трансильвании» у Румынии советская власть не имела, рассказывает издание Adevarul.ro. СССР пришлось пойти на немалые ухищрения: для разбирательств в Бухарест прилетал даже печально известный прокурор-палач А. Я. Вышинский. С большим трудом румынской стороне удалось отстоять своё право на судно «Transilvania», однако «Basarabia» вскоре стала советской. Румынскому экипажу приказали в течение суток покинуть корабль и перейти на борт «Трансильвании», которая вернулась в Румынию. «Неблагонадёжное» имя на белом борту закрасили – так в советском флоте появился лайнер «Украина».

В 1945 году «Украина» приступила к еженедельным военно-транспортным рейсам между Одессой и Констанцей. В том же году начались путешествия из Одессы в Батуми. После войны Чёрное море было напичкано минами, поэтому поездки осуществлялись в дневное время. Таким образом, «Бессарабия»-«Украина» открыла крымско-кавказский маршрут, просуществовавший до 1992 года. По пути из Одессы в Батуми теплоход заходил в порты Евпатории, Ялты, Новороссийска, Туапсе и Сочи.СССР

«У меня к “Украине” особая любовь, – писала в своих мемуарах Л. Ман, дочь первого советского капитана «Украины» И. Мана. – Представьте себе прекрасное, дивных пропорций, залитое светом судно в темном разбитом Одесском порту. Команда – 40 человек – и капитан были еще румынскими, так что некоторое время отец занимал не капитанскую каюту, а “королевский люкс”, такой роскошный по сравнению с нашей квартирой без крыши, с горкой угля посредине комнаты. <…> Она обладала превосходными мореходными качествами и ходила со скоростью 21 узел. Комфортабельные каюты, великолепное белье, посуда. Музыкальный салон, два ресторана с портретом короля, немедленно замененным на портрет Сталина. <…>  Летом я плавала с отцом и спала на угловом диванчике в его кабинете <…> Количество пассажиров, включая палубных, превышало все нормы, и отец очень переживал, видя жирные следы от мешков с тюлькой на великолепной тиковой палубе, чистоту которой он частенько проверял носовым платком».ресторан

В 1950-е и в 1960-е годы «Украина» подверглась частичной перестройке. Лайнер участвовал не только в гражданских, но и в военно-транспортных перевозках между черноморскими портами. Он заходил в порты Греции, Сирии, Египта и даже на Кубу. В последние годы своего существования судно перешло от пассажирских перевозок к туристическим круизным, поясняют упомянутые нами исследователи.Украина в море

В 1988 году списанный теплоход отправился в свой последний рейс в Пакистан, где был разделан на металлолом. Пичиневский и Сёмин полагают, что «Бессарабия» могла бы ещё несколько лет выполнять рейсы, однако трагическая гибель «Адмирала Нахимова» вынудила советское морское руководство отказаться от эксплуатации судов довоенной постройки…в море

Весьма прискорбно, что «Бессарабия» – самое красивое и мощное черноморское судно ХХ века, было столь бесславно уничтожено. «Белый лебедь» из Копенгагена вполне мог остаться в Одесском порту в качестве корабля-музея. Сегодня он сделался бы весомой частью национально-культурного наследия Одесского региона и колоритным украшением черноморского пейзажа…

«Сестра» «Бессарабии» «Трансильвания» по окончании войны перевозила военнопленных и эмигрантов. До конца 1970-х годов оставалась в пассажирском и круизном флоте Румынии. Затем морскому ведомству рекомендовали переоборудовать её в учебный корабль или в плавучую гостиницу. Администрация копенгагенской судоверфи, на которой было построено судно, надеялась получить «Трансильванию» в свой военно-морской музей, взамен предложив Румынии другой теплоход. Диктатор Н. Чаушеску отклонил все предложения. Весной 1979 года лайнер отбуксировали на верфь Галаца. Пришвартовавшийся к портовому причалу «белый лебедь» сразу приковал к себе взоры местных жителей и гостей города.

Летом уровень воды в Дунае начал стремительно падать, из-за чего «Трансильвания» сорвалась с канатов и в любой момент могла опрокинуться. Поблизости под водой находилась затонувшая немецкая баржа, которая лишь усугубляла неустойчивое положение лайнера. Тревожные сигналы капитана власти проигнорировали, и случилось неизбежное. «Трансильвания» опрокинулась. Её подняли на поверхность лишь через тридцать лет, в 2009 году…

… «Украина» – грандиозный корабль-призрак! – вспоминал неизвестный иностранный автор. – Списанное в 1988 году, пятидесятилетнее судно до конца оставалось живым примером того, как изысканность и красота могут быть достигнуты с помощью простых линий. По сей день у меня хранится прекрасная открытка с образом: «Украина» на фоне спокойного моря, увенчанного орнаментом из облаков…»Украина