Пасха – самый важный христианский праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян в древности наибольшее значение имел Юрьев день. О том, какие  пасхальные традиции были у славян Южной Бессарабии – в сообщении интернет-издания «Бессарабия.UA».

Почти у всех славян Пасха имела второе название: Великий День или Великая Ночь. Это всегда был праздник земледельческий, связанный с наступающим весенним севом, а святой Георгий считался покровителем скотоводства.

У южных славян земледелие, по большому счету, проявляется в виноградарстве, и потому, например, у болгар покровителем этой деятельности считается святой Трифон. У этого этноса он был самым важным праздником весеннего годового цикла, который начинается у этого народа уже в феврале. В Болгарии, Македонии и Восточной Сербии праздник этого святого называется «Зарезан» или «Орезач», так как отмечается во время первой обрезки виноградника.

Празднованию Пасхи у славян Бессарабской российской губернии отводилось три дня. Важнейшим требованием праздничного поведения было бодрствование во время пасхальной ночи. Запрет спать в пасхальную ночь был в среде крестьянства строжайшим. Того, кто проспал ночное богослужение, купали или обливали холодной водой, выражая общественное порицание.

В Украине, к примеру, считалось, что, проспав пасхальную ночь, проведешь весь год полусонным, а дети в семье, наоборот, будут страдать бессонницей.  Бодрствование во время всей пасхальной заутрени должно было обеспечить бодрствование в течение всего предстоящего года.

У всех южных славян было в обычае печь к пасхе ритуальное печение из пресного или кислого теста. Обрядовые хлебы у болгар выпекали в страстной четверг или пятницу. Подобно рождественским, они были богато украшены. Они носили названия великденски кравай, великденски колак, великденска кукла, кукленицы.

Бессарабия издавна была краем многонациональным, поэтому обычаи народов, ее населявших, были во многом схожи. К примеру, пасхальные хлебы были не только украшением стола для узкого семейного круга, но их относили в качестве пасхальных подарков друзьям, крестным и родственникам. Всем известно, что выпекаемый сладкий пасхальный хлеб у русских назывался куличем, а в украинских землях – паской.

Скоромная пища в своей питательности имеет первостепенное и символическое значение, воплощая собой торжество Божьего милосердия. Само ее присутствие в день Пасхи несет мистический смысл, ибо считалось, что во время Великого поста вся непостная пища присутствует на небе и в природе ее как бы попросту не существует.  Таким образом, в сам праздник не только обновляется жизнь человека, но и заново благословляется и возвращается привычная еда.

Принимать пищу вне совместной трапезы за завтраком и обедом было запрещено. Застолье не имело цели пресытить сотрапезников, но несло ритуальное наполнение. Этнографы отмечают, что пища на Пасху была менее сытной, чем на Рождество. Глава дома вначале разрезал одно яйцо на несколько долей, соответствующих числу вкушающих. Предполагалось не столько обилие пищи, сколько символическое многообразие. Оно выражалось или в большом числе мисок с разными видами еды или одним общим котлом, в который складывали все это непритязательное разнообразие и из которого все по старшинству ели готовое блюдо.

Если на Рождество образом праздника была звезда, то на Пасху носили с собой деревянного петуха.