Как жители Бессарабии отмечали новогодние праздники  сто лет назад? Почему Рождество праздновали 25 декабря? Какие блюда были на праздничных столах, и где красовались новогодние елки в наших краях? Об этом я вам сегодня и расскажу.

Более ста лет назад Бессарабия как часть Российской  империи, отмечала Новый год как часть Рождества – двухнедельного праздника, длившегося до Крещения. Само Рождество выпадало на 25 декабря, поэтому елка считалась не новогодней, а рождественской  с непременной восьмиконечной Вифлеемской звездой.

Кстати, традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков и православных осталась до сих пор. Только христиане западного и восточного обряда делают это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, а, например, в Украине, Грузии, Сербии и России ‒ по Юлианскому календарю.

Моду на ёлочные украшения ввели немцы, община которых в Бессарабии в начале XX века была многочисленной. Эту традицию у них подхватили дворяне, интеллигенция и представители остальных образованных сословий края.

Ёлку в губернском центре Кишиневе по традиции размещали в здании Благородного собрания. Публичные елки в городах поменьше устанавливали в наиболее многолюдных местах. Жители накануне Рождества под вечер приходили сюда семьями.

В начале ХХ века средоточием всей светской жизни Измаила были два культурных центра – коммерческое казино и Суворовская народная аудитория. Здесь в новогодние деньки проводились обязательные балы, маскарады и демонстрировались постановки профессиональных театральных трупп. Устанавливались в этих очагах развлечений и рождественские елки. Правда, завсегдатаями этих празднеств были лишь состоятельные граждане. В этой статье речь пойдет о том, как наши земляки отмечали праздники в семейной обстановке.

Состоятельные жители края обязательно приглашали гостей. Чем выше в иерархии стоял хозяин, тем больше у него было приглашенных. Свои собственные новогодние традиции бессарабцы сформировать ещё не успели, но успешно перенимали их у Киева, Одессы или Санкт-Петербурга. И хоть массовые развлечения были доступны далеко не всем, свой рождественский стол был у каждого.

Уровень благосостояния определял богатство праздничной трапезы. Правда, какого-либо общего традиционного блюда на праздничном столе жителей Бессарабии не было. Салат «оливье» только входил в моду, зато застолье невозможно было представить без доброго местного вина, которое уже тогда славилось за пределами Бессарабии.

Обязательными в регионе на Рождество были семь блюд. Среди них – кутья, узвар, несколько видов печеных пирожков (постных и мясных), утка и лапша. А ещё у представителей высшего и среднего сословий была традиция поздравлять родных и близких им людей специальными рождественскими открытками, выбор которых даже на периферии империи был довольно велик. Правда, они были недешевы.

Скромнее были застолья у представителей среднего класса – обедневших аристократов, некоторых буржуа и интеллигенции. Между тем праздничные столы не пустовали и у этих граждан. Центральное место на них занимали традиционные молдавские и украинские блюда. Такие как молдавская плацында или украинский хлеб с брынзой, кроме этого – общие для обоих кухонь голубцы и холодец. Правда, молдаване голубцы заворачивали в виноградные листья, а украинцы – в капустные. В те годы возникла традиция запекать в плацынды маленькие бумажки с пожеланиями.

Нужно подчеркнуть, что рождественский стол был почти у каждого жителя Бессарабии. Об этом пеклись городские думы и управы, а также меценаты, которые приобретали продукты и раздавали их нуждающимся. Хотя такая ситуация наблюдалась главным образом в крупных уездных городах Бессарабской губернии – в Измаиле, Бендерах, Аккермане, Бельцах. Однако в заштатных городках типа Килии и Рени, а также в селах как правило никто такой заботы не проявлял.

Традиционными персонажами на Рождество в Бессарабии являлись мош Крэчун – добрый старец, очень похожий на святого Николая или деда Мороза, а также его неизменная спутница – прекрасная юная Алба де запада (в дословном переводе Снежная девушка), аналог российской Снегурочки. При этом позитивный мош Крэчун боролся со злыми силами, предводителем которых была баба Хирка (неприветливая «родственница» бабы Яги).

Увы, но 1914 году добрые силы были побеждены, и началась Первая мировая война, которая больно ударила по Бессарабии. С той поры открылась новая страница в истории региона.