Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, как и когда в Измаиле – уездном центре на крайнем юго-западе Российской империи появился первый автотранспорт. Однако сначала немного о зарождении автомобилизма на одной шестой части земной суши.

Известно, что первым автовладельцем в России был издатель газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий, который в 1891 г. привёз в родной город французскую машину марки «Панар-Левассор». Первый импортный автомобиль в Петербурге появился в 1895 г., в Москве – в 1899.

14 июля 1896 г. на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был показан первый российский автомобиль, выпущенный в Санкт-Петербурге. Двигатель и трансмиссию изготовило предприятие Евгения Яковлева, корпус, ходовую часть и колёса – экипажная фабрика Петра Фрезе. 19 июля того же года автомобиль осмотрел император Николай II, но интереса к нему не проявил.

Автомобиль Фрезе-Яковлева развивал максимальную скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. Двухместный открытый корпус и колеса были деревянными, в фарах ставились свечи. Одноцилиндровый четырёхтактный двигатель мощностью в две лошадиные силы имел водяное охлаждение, электрическое зажигание, что тогда являлось новаторством, и две передачи, обе передние. Ехать задним ходом машина не могла. Колеса вращались на бронзовых втулках.

Объявленная цена автомобиля составляла 1500 рублей, что было вдвое дешевле немецких и французских моделей. Хорошая лошадь стоила 50 рублей, рабочий получал в среднем 25 рублей в месяц.

Далее автомобилизм от центра постепенно стал распространяться по городам и весям Российской империи. Точная дата появления первого авто на юге Бессарабии, в том числе в Измаиле, автору неизвестна. Тем не менее можно предположить, что это произошло в первое десятилетие ХХ в. Попробую продолжить тему, опираясь на источники, которые имеются в моём распоряжении.

Вот что писал в своей статье «Первая жертва ДТП в Измаиле», подготовленной на основе газетных публикаций Бессарабской губернии, наш земляк петербуржец Юрий Москаленко: «Самое раннее упоминание я нашёл в газете «Бессарабская жизнь» № 147 за 08.07.1911 г, где в короткой заметке было написано, что городской голова Измаила Д.Ф. Тульчианов выехал по служебным делам на автомобиле в город Болград. На 1913 г., по заметкам в газете «Придунайский край» (ПК) можно было насчитать около десятка владельцев авто».

Одним из первых в нашем городе автовладельцев документальные источники называют измаильского городского голову конца XIX в. Александра Захариади. По имеющимся у меня сведениям, в начале 1900-х гг. он являлся собственником двух авто – «Фиата» и «Лорен-Дитриха».

С появлением в городе автомобилей в коммунальный совет и в полицию начали поступать многочисленные жалобы жителей на владельцев авто, разъезжавших по городу с «бешеной» скоростью около 35-40 км/час. В итоге советом были утверждены правила, ограничивавшие скорость передвижения автомобилей. Это произошло в 1913 г.

К сожалению, измаильские автомобилисты мало считались с этими правилами и «… по-прежнему сломя голову мчались вихрем по улицам города».

В итоге произошло то, что рано или поздно должно было случиться – автомобилем марки «Руссо-Балт» под управлением Александра Захариади (третье авто этого собственника, появившееся позднее первых двух) был сбит ехавший на велосипеде 19-летний измаильчанин Спиридон Недевский.
Вот как газета «ПК», № 78 за 18.05.1913 г., описывает данное происшествие: «В 11 часов утра в местную велосипедную мастерскую г-на Степанова пришел молодой человек Спиридон Недевский и, взяв велосипед напрокат, поехал по Нижне-Карантинной улице вверх по направлению к казначейству. На перекрестке, недалеко от конторы Дрейфус и Ко, показался автомобиль, управляемый его владельцем. Рядом с последним сидел его шофер. По свидетельствам очевидцев, Захариади ехал быстро, не подавая предупредительных сигналов. С. Недевский хотел свернуть в сторону, но в это время автомобиль задним крылом ударил в заднее колесо велосипеда с такой силой, что юношу выбросило из седла. При падении Спиридон ударился затылком об обочину тротуара и лишился сознания. Из полученной раны вокруг юноши на земле образовалась лужа крови».
Александр Захариади остановил автомобиль и бросился на помощь пострадавшему. Подняв его на руки, водитель отвёз раненого в ближайшую аптеку, куда в скором времени прибыли представители власти во главе с городским головой Дмитрием Тульчиановым, городской и военный врачи, а также родители пострадавшего».

В этот же день С. Недевский был перевезён на носилках в городскую больницу. Однако, несмотря на все предпринятые к спасению жизни меры, ночью пострадавший, не приходя в сознание, скончался.
В воскресенье 20 мая в присутствии многотысячной толпы горожан состоялись похороны трагически погибшего. Панихида по покойному была отслужена в Свято-Покровском кафедральном соборе. На гроб было возложено много венков из живых цветов, среди которых был и венок от семьи господ Захариади. Из собора похоронная процессия направилась к христианскому кладбищу, где тело юноши было предано земле.
О произошедшем ДТП приставом 1-го участка Н. Пашковским был составлен протокол и произведено дознание. Против Захариади возбуждено уголовное преследование по 1468 ст. Уложения о наказаниях. Дело было передано судебному следователю 1-го участка. К сожалению, в архивных документах свидетельств о том, чем же закончилось следствие и дошло ли оно до суда, не сохранилось.

Ещё одним собственником авто в Измаиле был известный землевладелец Георгий Бурт. Уроженец нашего города, с 1910 г. он поселился в Одессе, где владел автомобилем «Бенц» и являлся членом Одесского автомобильного общества. Из газеты «Южный автомобилист» за 1914 г. известно, что он являлся участником Бессарабского автопробега, который был проведён с 4 по 8 мая того же года.

Вскоре грянула Первая мировая война, и бессарабцам стало не до автопробегов…