1930-е годы стали особой порой в жизни Измаила и всей Бессарабии. В этот период на наших улицах выросли новые современные здания, которые придали местному облику самые узнаваемые, колоритные черты, по сей день не устаревшие и не примелькавшиеся. В те годы строились не одни лишь частные дома, но также школы, больницы и другие общественные учреждения. В большой стройке поучаствовало немало талантливых архитекторов, среди которых был и Николае Биларджиу (1877-1936). Самая известная его работа – «Измаильский павильон заразных болезней», возведённый во второй половине 1930-х годов. Первоначальный облик больницы запечатлён на страницах румынского журнала «Архитектура», который издавался в первой половине прошлого века.

Двухэтажное кирпичное здание с подвалом, построенное в стиле модерн, – единственное в своём роде. Оно специально проектировалось для нужд здравоохранения нашего города и имеет своеобразный облик, который не спутаешь с мрачноватыми железобетонными постройками второй половины XX века. Согласно архитектурному описанию, больница имеет «симметричный фасад с десятью композиционными осями и структурой, присущей медицинским учреждениям». Строительство обошлось в немалую сумму – 3 194 892 лея. Двор, в котором расположилось это здание, окружён старинной кирпичной оградой.

В советские годы «павильон» был известен, как отделение кардиологии при Центральной районной больнице Измаила – здесь спасали жизни людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Павильон Николае Биларджиу знаком всем жителям старого Измаила, бывавшим в больничном дворе под номером «31» на улице Белгород-Днестровской. В наши дни старая румынская больница заброшена и ветшает.

Нам не удалось разыскать биографические сведения об авторе измаильского «павильона заразных болезней». В издании материалов Муниципального музея Бухареста кратко сказано, что Николае Биларджиу (в разных источниках фамилия пишется как Bilarjiu либо Bilargiu) трудился в Бухаресте в должности генерального директора архитектурной службы тогдашнего Министерства труда и здравоохранения Румынии. В 1920-е – 1930-е годы на страницах упомянутого румынского журнала приводились списки фамилий дипломированных архитекторов Бухареста, среди которых неизменно упоминался и автор измаильской больницы. Там же можно отыскать и коллективное фото архитекторов 1930-х, на котором он вполне мог присутствовать.

В некоторых румынских источниках архитектору Биларджиу приписывается авторство проекта храма Рождества Богородицы в Бухаресте, построенного в начале прошлого века. Правда, проверить, насколько эти сведения точны, нам не удалось. Церковь действительно возвели в 1915 году, а в 1940-х её реставрировал и частично достроил известный инженер Эмиль Прагер после того, как здание оказалось повреждёно сильным землетрясением.

Ещё одна из известных нам работ Н. Биларджиу – двухэтажный дом, построенный в 1925 году на перекрёстке улиц Paul Greceanu и Polona в Бухаресте. На одной из стен сохранилась табличка с указанием авторства – возможно, подпись архитектора.

…В уже упомянутом журнале «Архитектура» публиковались снимки целого ряда больниц, построенных в 1930-е годы в Бессарабии и Румынии. Многие из этих лечебниц по сей день исправно служат украинской, молдавской и румынской медицине, заодно украшают облик провинциальных городов… Достойны упоминания «павильон заразных болезней» в молдавском Калараше, выполненный по проекту архитектора Ирины Джорджеску, «хирургический павильон» в Кагуле, туберкулёзный санаторий Анджело Вичелли в Белгороде-Днестровском. Недавно Бессарабия.UA поведала и об измаильском здании Румынского общества Красного Креста.

Николае Биларджиу умер в апреле 1936 года. Его тело погребено в фамильной усыпальнице Биларджиу на старом бухарестском кладбище Беллу. На снимке кованой двери усыпальницы видны две фотографии и скупые биографические строки. Верхний портрет, совсем выцветший, скорее всего, принадлежит герою нашего повествования.

К слову, полуторавековое бухарестское кладбище давно прослыло своего рода музеем искусства под открытым небом: в богато украшенных склепах, под оригинальными надгробиями, среди изящных изваяний покоятся останки историка Н. Йорга, драматурга И.Л. Караджиале, поэта М. Эминеску и других знаменитых румын XIX – XX веков. Мы можем порадоваться за их потомков, которые сумели сберечь столь заметный островок культуры и «памяти смертной» – Измаил свои древние склепы и памятники давно сравнял с землёй, а кости выбросил…

Со времён «большой медицинской стройки» в Бессарабии минуло больше 80 лет – без малого век. Наше сегодняшнее здравоохранение неуклонно чахнет, а число людей, остро нуждающихся во врачебной помощи и уходе, стремительно умножается. С тех пор как к нам пожаловала «уханьская зараза», пресса без устали напоминает обществу о грозящей нехватке больничных мест – однако измаильское детище румынского архитектора по-прежнему заброшено. Красивая, добротная и, вне сомнений, функциональная больница, расположенная в нескольких шагах от исторического центра придунайского города, почему-то оказалась невостребованной и тихо приходит в упадок.