А вы, уважаемый читатель, знали о том, что более полувека назад  у нас в регионе существовала Измаильская филармония? Да не просто филармония, а музыкальное учреждение с гордой добавкой «областная». Если нет, тогда интернет-издание «Бессарабия.UA» вам об этом расскажет.

Как известно, в 1940-1941 и 1944-1954 годах Измаил являлся областным центром Украинской ССР. Сообразно рангу в нем существовали структуры и учреждения, которым надлежало быть в областном центре, – обком партии и облисполком, областные музыкально-драматический театр, филармония и проч.

Государственная филармония в областном центре была образована решением Измаильского облисполкома 20 апреля 1945 года. Учреждение было создано с целью «пропаганды и ознакомления населения области с лучшими произведениями классической, советской музыки и литературы, оказания помощи самодеятельному искусству».

Известно, что сначала филармония базировалась по ул. Пушкина, 41 (здание находилось на месте сегодняшнего «Универмага» и до наших дней не сохранилось).

Затем учреждение перебралось на ул. Садовую, 2, в помещение бывшего «Измаилторга». До недавнего времени здесь располагался детско-юношеский клуб «Алые паруса», на базе которого свои культурно-массовые мероприятия проводила расположенная поблизости школа № 2.

Помещение, отведенное для работы филармонии по ул. Садовой, располагало незначительной площади комнатами, часть которых после разрушения перегородок предполагалось приспособить под камерный актовый зал, рассчитанный на 100 зрительских мест. Это не позволяло проводить в нем полноценные концерты. Однако здесь филармония была не единственным квартирантом. Вместе с концертной организацией на одной «жилплощади» ютился и областной отдел по делам искусств. Одно время в этих же помещениях свои репетиции проводил и «бездомный» Измаильский музыкально-драматический театр.

Впрочем, в теплое время года концертную деятельность филармонисты могли осуществлять на летней площадке, которая располагалась на пересечении пр. Суворова и ул. Телеграфной и была рассчитана на 640 зрительских мест.

Площадка была сооружена в 1940 году для Измаильского музыкально-драматического театра, но в 1947 году театр по решению облисполкома передал ее под нужды филармонии. Летний театр также не дожил до наших дней, и сейчас на этом месте высится четырехэтажное технологическое здание «Укртелекома».

Первым директором филармонии стал В. Ивановский, на плечи которого легла тяжелая организационная работа. А проблем на первых порах было немало – отсутствие квалифицированных кадров, собственного зимнего концертного зала и даже музыкальных инструментов. По мере возможностей власти последнюю проблему постарались решить оперативно. Так, во второй половине 1945 года согласно приказу Совета народных комиссаров УССР Измаильской филармонии было передано имущество, вывезенное из Румынии. В соответствии с одним из актов учреждению было передано 20 единиц пианино разных марок, один орган, четыре фисгармонии и один рояль. И хотя в официальных документах музыкальные инструменты назывались «возвращаемыми», фактически значительная их часть была австрийского и немецкого происхождения и никогда СССР не принадлежала. Впрочем, значительная часть передаваемых инструментов находилась в неисправном состоянии и нуждалась в ремонте.

Помимо административно-управленческого аппарата в филармонии трудились и творческие работники. Сначала это были артисты, которые в Измаил были командированы из Киева. Уже на этом этапе остро стал вопрос о предоставлении им жилья, а до этого приглашенные вынуждены были проживать в гостинице в очень стесненных условиях. В фондах Измаильского архива хранится документ, в котором сообщается о том, что в 1947 году городские власти предоставили работникам филармонии домостроение по ул. Свердлова, 36, под коммунальные квартиры.

Здесь стоило бы назвать людей, которые стояли у истоков работы концертного учреждения. Помимо уже упоминавшегося директора В. Ивановского это были артисты В. Лифар-Степанцева (певица, лирическое сопрано и по совместительству и. о. художественного руководителя филармонии), Моспан (меццо-сопрано), Руссинова (художественное чтение). Рядом с ними работали и местные кадры. К примеру, артист Рябов – бас, обладатель незаурядного голоса, что позволило ему отличиться на всесоюзном смотре в Москве. Однако, как свидетельствуют архивные документы, поначалу в филармонии работали главным образом бывшие участники художественной самодеятельности.

К сожалению, не обходилось и без конфликтных ситуаций. Уже на первых порах их источником стала упоминавшаяся В. Лифар-Степанцева, которая скандалила с директором организации и с творческими работниками. Показательной в этом плане стала рукопашная между солисткой Моспан и худруком, инициатором которой стала последняя. Коллектив творческих работников был вызван «на ковер» в обком партии, однако публичное осуждение таких действий не помогло. Дело было передано в суд. Его решением Лифар-Степанцева была приговорена к полугоду исправительных работ сразу по двум статьям (за рукоприкладство и клевету).

Систематическую концертную деятельность филармония начала 7 июля 1945 года на площадках Измаила (в Доме учителя, Офицерском и Матросском клубах). Только за первые четыре месяца своей деятельности филармонией в городе и области было дано 92 концерта, включая 17 шефских.

К 1953 году в филармонии насчитывалось 28 сотрудников. В составе творческого коллектива работали ансамбль народных инструментов и музыкально-литературный лекторий. Несколько слов об упомянутом ансамбле. Он начал свою творческую деятельность с 1 августа 1945 г. Его директором и худруком на первых порах был В. Кобеляцкий. Коллектив насчитывал 16 человек, включая 9 артистов-солистов. На Измаильщине этот творческий коллектив пользовался немалой популярностью. А уже через год филармония пополнилась артистами из числа демобилизованных из армии лиц. Они составили костяк созданного при учреждении театра эстрады и миниатюр.

Стоит отметить, что к 1952 году в филармонии работали даже артисты балета. Впрочем, их было всего два человека. В этом же году при филармонии должен был начать свою деятельность Придунайский ансамбль песни и пляски. Однако этим планам не суждено было осуществиться. О причинах расскажу чуть позже.

Артисты областной филармонии часто гастролировали в городах и селах Измаильской области. А вот за ее пределами бывали реже, и то, как правило, выступали перед публикой небольших городов Украинской ССР.

За годы своего существования Измаильская филармония знавала громкие имена заезжих гастролеров. По ее приглашению в Измаиле выступали знаменитые в СССР Клавдия Шульженко с Владимиром Коралли, имевшие всесоюзную популярность Тарапунька и Штепсель – артисты Юрий Тимошенко и Ефим Березин, концертные бригады московского  Большого театра, Ленинградского и Тбилисского театров оперы и балета, Ансамбль песни и пляски терских казаков и др.

В те годы гастроли именитых артистов в Измаиле были скорее исключением, чем правилом. Неслучайно, видимо, первый секретарь Измаильского обкома партии А. Федоров обратился в письме к ЦК ВКП (б) с просьбой направлять в город на Дунае всех гастролеров, которые выступают в Киеве, Одессе и Кишиневе. Однако, несмотря на обещание вышестоящих органов организовать дело подобным образом, проблема оставалась, поскольку разрешения на гастроли в приграничном Измаиле артисты должны были получать в Москве.

Однако коллектив филармонии занимался не только чистым искусством. Согласно традиции советского времени ее артисты стали частью пропагандистской машины государства, выступая с идеологическими лекциями и участвуя в агитационных кампаниях в рамках подготовки к выборам в органы власти.

Как я уже говорил, главной проблемой творческого коллектива было отсутствие стационарного концертного зала. Именно поэтому партийной и советской властью было принято решение о переоборудовании и капитальном ремонте для этих целей одного из существующих в городе зданий. В Измаильском архиве хранится документ, который проливает свет на место нахождения этой стройки. Речь идет о реконструкции здания бывшего хлебного склада, который находился на пр. Суворова.

Это было довольно внушительное по своим размерам домостроение, в котором планировалось оборудовать концертный зал на 500 зрительских мест и ряд вспомогательных помещений. Исполнителем работ был определен инженерный отдел Дунайской военной флотилии.

Первоначально капитальный ремонт власть рассчитывала завершить за один год (с 1946 по 1947). Однако практически сразу же возникли проблемы с изготовлением проектно-сметной документации. Организация «Облкоммунпроект» не выполнила целый ряд условий заказчика, из-за чего облфилармония была даже вынуждена предъявить проектанту финансовые претензии, большая часть которых была удовлетворена. К тому же на объект неритмично поставлялись стройматериалы, а порой недоставало необходимой техники. В результате строительные работы вскоре после их начала были приостановлены.

Последовал новый этап, связанный перепроектированием объекта. Эти работы были подчинены главной цели – максимальной экономии бюджетных средств. Строительство не было завершено ни в 1947, ни в 1948 году, а в строительных документах, датируемых 1949 годом, речь идет уже о «восстановлении здания областной филармонии и приспособлении его под театр». Забегая вперед, замечу, что объект был сдан в эксплуатацию только в 1952 году.

Как следует из архивных документов, по ходу строительных работ проблемы с финансированием и отсутствием стройматериалов продолжали нарастать. В это время в соответствии с решением Измаильского облисполкома (№ 586 от 10.06.1949 г.) должна была начаться передача строящегося зала филармонии музыкально-драматическому театру, который также не имел стационарной базы. Ныне это реконструированное и расширенное в первое десятилетие ХХI века здание Дворца культуры им. Т. Г. Шевченко.

В начале 1950-х годов местные власти издают распоряжение о приспособлении под нужды коллектива филармонии здания кинотеатра им. Суворова, которое находилось на ул. Комсомольской, 42. Впрочем, по новому адресу музыкальное учреждение просуществовало недолго. В марте 1954 года оно было закрыто в связи с ликвидацией Измаильской области.