Мы уже рассказывали о массовых депортациях жителей Южной Бессарабии, которые неоднократно проводились советскими властями как по национальному, так и по социальному признакам. Сегодняшний рассказ – об истории династии Стойковых, жителей пригородного села Богатое, сообщает интернет-издание «Бессарабия.UA».

Cемья Стойковых еще с довоенных времен жила в селе Богатое (ныне Измаильского района). У главы семьи Василия Филипповича была большая семья, которая воспитывала четверых детей. С приходом советской власти в крае практически сразу же начались репрессии в отношении «кулаков», «неблагонадежных» и представителей некоторых национальных меньшинств.

Стойковы жили зажиточно, правда, для этого приходилось тяжко трудиться – обрабатывать девять десятин земли и ухаживать за скотом. Не бедствовала и семья сестры Василия Филипповича, и это послужило причиной ее высылки в Казахстан. Землю, дом и большую часть имущества конфисковали и передали в колхоз. Много лет спустя дочь сестры приезжала в Богатое и рассказывала о том, через какие беды им пришлось пройти на казахской земле. Многие депортированные бессарабцы умерли на чужбине. Забегая вперед, отмечу, что семья сестры так никогда и не вернулась на малую родину.

Василий Стойков вместе со своей семьей под первую депортацию не попал, поскольку практически сразу же после прихода советской власти отдал весь свой скот, орудия труда колхозу, а сам устроился туда на работу. Впоследствии Василий Филиппович рассказывал внукам обо всем этом и о тяготах послевоенного голода 1946-1947 годов, который охватил весь юг Бессарабии. В этот период приходилось выживать буквально на подножном корме, поскольку собранный на собственном земельном наделе урожай местные власти полностью отбирали. Собирали редкие колоски, оставшиеся после уборки хлеба на полях, что в условиях тоталитарного режима могло иметь плачевные последствия. А старший сын Филипп босиком зимой пробирался по льду на озеро Котлабух и ловил рыбу, чтобы семья хоть как-то могла выжить.

Тем не менее в 1946 году в отношении семьи начались новые притеснения. Поскольку у Стойковых был большой дом, часть помещений им приказали уступить под нужды сельской школы. Затем по причине того, что у Василия Филипповича был небольшой земельный надел, для обработки которого он нанимал на работу людей, над ним нависла реальная угроза депортации как «кулака» (в те годы многие богатянцы были принудительно выселены в Сибирь). О нависшей угрозе Василию Филипповичу тайно сообщил родственник, работавший в сельском совете. Вскоре главу семьи без объяснений исключили из колхоза. Кормилец остался без работы и средств к существованию.

В 1951 году в предчувствии еще больших бед Василий Филиппович вынужден был тайно скрыться из родного Богатого. Так он оказался в селе Миришены близ Кишинева, где нашел работу в местном совхозе.

Над женой Марией Петровной, которая оставалась в Богатом, местная власть продолжала издевательства. Вскоре она была вынуждена последовать за мужем. В Богатое семья Стойковых смогла вернуться только в 1962 году. Поскольку семья ютилась в тесноте, отец начал строить новый дом на этом же участке, так как старый власти возвратить отказались.

«Эта ситуация сыграла с Марией Петровной злую шутку, – рассказала мне ее внучка, проживающая ныне в Измаиле. – Бабушку парализовало, и на протяжении шести лет она, прикованная к стулу, смотрела в окно на старый и постепенно разрушающийся дом, так жестоко и беспричинно отобранный местными властями».

Сын Филипп, видя страдания матери, решил его выкупить. Однако из этого ничего вышло – развалюху передали местному рыбколхозу. И это было чрезвычайно жестоко. Глядя на свое родовое гнездо, Мария Петровна изо дня в день наблюдала одну и ту же картину: как оно ветшает и разрушается, словно их полная тягот, лишений и человеческой жестокости земная жизнь.

Вскоре старшее поколение Стойковых покинуло этот бренный мир. Сначала из жизни ушел Василий Филиппович, а вслед за ним отправилась в лучший мир и Мария Петровна. Однако эти трагические воспоминания из уст в уста сегодня передаются их потомками, судьбы которых, на счастье, сложились удачно.

Эту историю я решил рассказать в назидание нашим землякам, многие из которых слепо ностальгируют по советскому прошлому. Между тем в нем были не только достижения, но и жестоко поломанные человеческие судьбы.