Упоминание в архивных источниках и справочной литературе XIX-ХХ вв. о существовании в Измаиле адмиралтейской структуры встречалось мне не раз. К сожалению, до истории её возникновения, развития и даже месторасположения до сих пор, насколько мне известно, руки не доходили ни у учёных-историков, ни у пытливых краеведов. Сегодня я хочу поведать вам о некоторых страницах истории Измаильского адмиралтейства.

А что это такое – «адмиралтейство»? У обывателя сложилось мнение, что это некое фундаментальное строение, в котором заседали обветренные морские волки–адмиралы. Скорее всего стереотип этот сформировался под впечатлением от посещения Петербурга-Ленинграда, одной из доминат которого является величественное здание Главного адмиралтейства.

На самом деле термином «адмиралтейство» принято было называть высший орган военно-морского управления, в том числе военного судостроения, а также его разбросанные по всей Российской империи территориальные структуры.

Адмиралтейства размещались в комплексе административных зданий, к которым часто примыкали оборонительные сооружения, производственные постройки (верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта кораблей и др.), а также казармы. В разговорной речи, термин «адмиралтейство» также применяется по отношению к главному административному зданию. Словом, это были целые хозяйства, которые обслуживало значительное число людей. Для того, чтобы читателю было понятнее, где и, главное, для чего создавались адмиралтейства, нужны хотя бы беглые дополнительные пояснения.

Думаю, большинству, безусловно, понятно, что эти органы возникали в городах, которые располагались на море или на крупных реках. Однако это было не единственным условием.

Поскольку адмиралтейства создавались как органы, которые руководили строительством и обслуживанием военного флота, ещё одной предпосылкой их появления было наличие поблизости крупного военно-морского соединения. Применительно к нашему Измаилу таким соединением, безусловно, была Дунайская военная флотилия, которую впервые сформировали в конце XVIII в., а в последующем воссоздавали на период войн.

Инициатором идеи создания адмиралтейства в Измаиле являлся контр-адмирал Алексей Грейг, который с 2 марта 1816 г. являлся главным командиром Черноморского флота и портов. Однако свою известность он заслужил, не только отличившись в знании морского дела, но и в сражениях, научных трудах, а после нового назначения – в восстановлении и строительстве портов, организации судостроения на юге сегодняшней Украины.

Первоначально адмиралтейство было сооружено в Измаиле на реке Репиде. Здесь началось строительство судов для Дунайской военной флотилии. Причём, для этого использовались верхушки корабельного леса, который заготавливался в Подолии, откуда он непосредственно доставлялся в Измаил.

Сегодня на берегах Репиды ничего не напоминает о существовании здесь в прежние времена комплекса зданий адмиралтейства. Может быть, оттого, что он был не слишком велик по своим размерам, да и строился из недолговечных материалов?

После Грейга в 1833 г. новом главным командиром Черноморского флота и портов стал контр-адмирал Михаил Лазарев. Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Период его руководства характеризуется серьёзным ростом флота, совершенствованием системы подготовки морских кадров, укреплением инфраструктуры военно-морского ведомства в Черноморском регионе.

След существования адмиралтейства с библиотекой в Измаиле мы находим в таком справочном издании как «Военно-статистическое обозрение Российской империи» за 1849 г.

Именно благодаря усилиям Лазарева началась реконструкция, а фактически строительство заново Измаильского адмиралтейства. В докладной записке императору Николаю I в 1838 г. он писал: «Состоящее в крепости Измаильского порта адмиралтейство, заключающееся в немногих магазинах и мастерских, построенных из… всякого хлама… находится в столь ветхом и безобразном состоянии, что не только не соответствует своему назначению, но не стоит никакой поддержки…». Это из документов Российского государственного исторического архива военно-морского флота (РГИА ВМФ).

Спустя время, Михаил Лазарев представил монарху план нового адмиралтейства, который разрабатывался под его непосредственным руководством. В фондах РГИА ВМФ хранится дело «Планы и фасады Адмиралтейства в крепости Измаил 1838-1853 годов». Составителями проекта являлись инженер-поручик Казаков, инженер-капитан Точинский и другие. Именно благодаря этому сегодня мы можем представить, как выглядели отдельные здания адмиралтейства.

Добиться разрешения на строительство адмиралтейства для обслуживания Дунайской военной флотилии удалось только в 1850 г. Некоторые детали этого процесса сегодня известны благодаря личной переписке начальника штаба Черноморского флота Владимира  Корнилова. Из письма Корнилова М.П.Лазареву: «3 марта 1850 г., С.-Петербург …Насчёт Измаильского адмиралтейства  было в докладе третьего дня и решено строить». Речь идёт о докладе высокопоставленного морского офицера лично императору Николаю I.

Учитывая обострение международной обстановки и нависшую над Россией угрозу новой (впоследствии историки назовут её Крымской) войны, комплекс зданий Измаильского адмиралтейства на территории крепости был построен в довольно короткие сроки. Сохранись оно до наших дней, по праву заслуживало бы право носить имя прославленного российского флотоводца, мореплавателя и одного из первооткрывателей Антарктиды Михаила Лазарева…

Однако до наших дней не дошло ни камешка из этой постройки. В 1853 г. грянула Крымская война, которую Россия в 1856 г.  с позором проиграла. Вслед за этим в соответствии с Парижским мирным договором Измаильская крепость была подорвана и срыта. Надо полагать именно в этот период вместе с другими её постройками уничтожили и комплекс зданий адмиралтейства. В последующем попыток его восстановления не предпринималось. Остались только воспоминания об «имперскости» нашего города.