Одним из докладчиков Бессарабского инвестиционного форума, который состоится завтра, 21 августа, в Арцизе, станет одесский архитектор Владимир Халин. Он намерен презентовать подзабытый на несколько лет проект возрождения бывшего военного аэродрома в городе. Здесь планировали создать логистический комплекс и технопарк. Об этом сообщает интернет-издание «Бессарабия.UA».

На наш взгляд, восстановление территории демилитаризованной военной базы в Арцизской ОТГ – довольно-таки перспективное направление в развитии Болградского района, Бессарабии и всего Одесского региона. Тем более этот проект активно обсуждался Одесским облсоветом еще в 2013 году. Проект «Инновационный остров B-ZONE» в сентябре 2013 года даже рассматривался на заседании постоянной депутатской комиссии и получил положительные отзывы.

Инициаторами проекта являются Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины, Белорусско-Украинский центр научно-технического и инновационного сотрудничества, Инновационная палата Украины, научный парк «Киевская политехника», Международный фонд содействия инвестициям, тогдашние районный совет и райгосадминистрация.

Основные тезисы проекта

Цель проекта – создать уже в бывшем Арцизском районе на базе существовавшего ранее военного аэродрома и его инфраструктуры логистический комплекс, предназначенный для перевозок, хранения и переработки большого объема груза, комплексный технологический парк, объекты с использованием альтернативных источников энергии и соответствующую инфраструктуру.

Проект планировали реализовать в три этапа: первый – «Инфраструктура» (1,5-2 года), второй – «Энергия» (2 года), третий – «Производство». В 2013 году проект проходил все необходимые процедуры согласования.

На первом этапе здесь намерены были реконструировать существующую взлетно-посадочную полосу. Проектом также предусматривалось изменить конфигурацию рулежных дорожек в соответствии с международными стандартами. В дальнейшем предполагалось удлинить существующую полосу до 3 тыс. 760 метров для приема любых самолетов, в том числе широкофюзеляжных (грузовиков АН-124, В747-400).

Также в проекте указывались конкурентные преимущества грузового аэропорта в Арцизе:

  1. Выгодное географическое расположение.
  2. Аэродром находится на прямой линии между странами Северной Европы и Индией и Объединенными Арабскими Эмиратами, странами Южной Европы – Китаем и Кореей.
  3. Близость к морским и речным портам (в пределах 150 км – семь портов Одесской области).
  4. Наличие собственной железнодорожной станции.
  5. Близость к автотрассе Одесса-Рени.

Кроме того, модернизация аэродрома предполагала создание на его базе логистического центра, где должны были осуществляться следующие направления деятельности:

  • приемка, разгрузка и складирование грузов железнодорожным, авиационным и автомобильным транспортом;
  • распределение, погрузка и отправка грузов железнодорожным, авиационным и автомобильным транспортом;
  • упаковка, пакетирование и хранение грузов;
  • таможенное оформление прибывающих и отправляемых грузов;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание (прием заявок, подготовка предложений, оформление транспортных и финансовых документов, сопровождение грузов);
  • контроль движения грузов;
  • мониторинг рынка грузоперевозок и планирование транспортной работы.

Восстановленный аэродром также планировали оснастить комплексным технологическом парком, имеющим кластерную структуру. Здесь должны были создать сервисную и технологическую инфраструктуру для развития каждого направления деятельности инновационных компаний с учетом их организационных, логистических и других особенностей. В индустриальном парке, помимо всего прочего, планировали разместить производство элементов автономного электроснабжения.

Почему о проекте забыли?

2014 год стал переломным в жизни Украины: расстрел Майдана, оккупация Крыма и война на Донбассе. Естественно, о намерении вдохнуть в бывший арцизский военный аэродром вторую жизнь забыли. Вместо упомянутой нами инициативы появилась другая.  В июле 2014 года Воздушные силы Украины заявили о срочном реанимировании бывшего военного аэродрома.

Отметим, что этот объект до 2003 года существовал как авиакомендатура. До 1998 года там базировалась 206-я авиабаза (737-й истребительный авиаполк).

В октябре 2003 года распоряжением Кабинета министров Украины объект был бесплатно передан в коммунальную собственность городской громады «для целевого использования».

На его базе планировалось развивать гражданскую авиацию, а также использовать как грузовой аэродром для перевалки грузов из Турции через Украину.

В течение шести лет аэродром систематически подвергался разграблению: под видом получения средств для нужд города распродавались плиты покрытия взлетно-посадочных полос.

По свидетельству местных депутатов, очень многие частные автозаправки, а также другие объекты на территории области покрыты плитами с арцизского аэродрома, которые можно было купить очень дешево.

В июле 2009 года аэродром военно-транспортной авиации выставлялся на аукцион по стартовой цене 30 млн грн. В 2011 году часть его пустили с молотка.

«Нашлись покупатели на здания авиаТЭЧ, штаба и нескольких казарм. Из 70 объектов военного аэродрома в Арцизе на конкурсе было продано 36. Не нашлось покупателей на взлетно-посадочные и рулежные полосы, а также авиационные ангары», – сообщил тогда городской голова Арциза Юрий Михайлов.

В 2015 году председатель Арцизской районной администрации Одесской области Сергей Парпуланский инициировал вопрос восстановления военного аэродрома «Червоноглинское».

 «На совещании по подведению итогов деятельности территориальной подсистемы единой государственной системы гражданской защиты в 2015 году в Одесской области мною был поднят вопрос относительно восстановления военного аэродрома, который прекратил существование в 2003 году. Считаю этот вопрос крайне важным для нашего региона и страны в целом. Это стабильность, безопасность и развитие экономики района», – заявил глава района.

Он отметил, что данный вопрос будет донесен до министра обороны Украины.

 «Уверен, что государственным интересам никто и ничто противопоставить не сможет. Говорил со специалистами – полосу можно вернуть в эксплуатацию в кратчайшие сроки. Кроме того, есть три артскважины, подъездная бетонка», – добавил Сергей Парпуланский.

О второй попытке возрождения аэродрома в Арцизе Минобороны сообщило уже в 2017 году. В Генштабе тогда даже подготовили ходатайство в Арцизский горсовет о выделении земельного участка. После того, как почти 20 лет назад Арциз оставили военные, вся территория авиабазы – 840 гектаров – отошла городу.

В порядок планировали привести территорию площадью 380 га. Первоначальная сумма, которую намеревались выделить из госбюджета, составляла всего 5 миллионов гривен. Но эти заявления остались только на бумаге до сегодняшних дней. Некогда величественный военный аэродром «Червоноглинское» стоит сегодня разворованный и разрушенный…

Реально ли сегодня возродить аэродром?

Бывшие чиновники Арцизского района, которые были знакомы с разными инициативами восстановления военного аэродрома, невесело шутят, что «за пять миллионов гривен Минобороны могло поставить здесь только палатки». Чтобы восстановить полностью инфраструктуру аэродрома, необходимо порядка одного миллиарда долларов США. Примерно на столько тянул известный нам проект «Инновационный остров B-ZONE», который в те годы посчитали слишком дорогим и нереальным для воплощения в жизнь. Сейчас от аэродрома осталась одна взлетно-посадочная полоса, которую природа потихоньку разрушает.

В принципе, чиновничий круг арцизян скептически относится к проекту «B-ZONE». Говорят, что, кроме НАТО, этот аэродром никому больше не нужен. Конкурентным для него сейчас является Одесский аэропорт, руководство которого воспротивится строительству в Арцизе грузового аэродрома.

По мнению наших собеседников, пожелавших не называть свои имена, сейчас нужно рассматривать реальные инвестиционные направления. Здесь можно сформировать обычную перевалочную базу для дозаправки самолетов со скоропортящимся товаром либо дорогим грузом с точки зрения транспортировки. Из-за шаткого экономического развития от Украины на сегодняшний день отказались многие европейские и американские инвесторы. Возможно, арцизский аэродром мог бы заинтересовать китайских представителей бизнеса. Но опять же и они не уверены в стабильности украинской экономики. Для китайского мегапроекта «Один пояс – один путь», также известного под названием «Новый Шелковый путь» и являющегося транспортным коридором между Китаем и Европой, аэродром Арциза мог бы стать интересен из-за части железнодорожных путей, уходящих на Румынию, Болгарию. Здесь китайцы могут сделать свой хаб, пусть даже для отстойки железнодорожного груза.

Заместитель председателя Одесской облгосадминистрации Олег Муратов в общении с журналистом нашего интернет-издания подтвердил, что знаком с этим проектом. Но данная идея так и «осталось на презентационном уровне».

«Чтобы воплотить эту идею в жизнь, нужно сначала сделать предпроектные расчеты. Я думаю, что это одна из основных задач местной власти – сделать проект, провести экспертизу проектно-сметной документации. И лишь тогда можно привлекать либо государственное, либо частное инвестирование в объект. Но на сегодняшний день, на мой взгляд, более реальным является проект возрождения аэропорта в Измаиле», – подчеркнул зампред.

Однако не стоит забывать один точный фразеологизм, что очень часто нереальное становится реальным. Конечно же, в проект «Инновационный остров B-ZONE» в условиях экономического кризиса в Украине мало кто верит. Но пока готовилась публикация, одесский архитектор Владимир Халин сообщил нам, что заказчики проекта договорились с японцами о размещении производства на территории аэродрома. Подробности мы сообщим позже. Так, возможно, у военного аэродрома «Червоноглинское» все-таки появился шанс возродиться, как Феникс из пепла?