Если в Измаильском районе до 1 января 2020 года не решится вопрос добровольного создания объединенных территориальных громад, за его жителей это может сделать Кабинет министров Украины. Именно этот посыл прозвучал от руководства района на совещании с сельскими головами, которое прошло 16 октября при главе Измаильской райгосадминистрации. 

В обсуждении приняли участие заместитель председатель Одесского областного совета Вадим Шкаровский, глава Измаильской РГА Наталья Тодорова, председатель Измаильского райсовета Василий Антонюк, руководители структурных подразделений райгосадминистрации, главы сельских и поселковых советов.

Многие председатели сельских советов и районное руководство в целом выступили против создания на территории Измаильского района трех общин – Каменской, Камышовской и Суворовской ОТГ, которые последние два года предлагал Кабинет министров Украины. Однако жители этих населенных пунктов до сих пор не определилась с предпочтениями — либо объединяться в несколько громад, либо же создавать одну общую ОТГ.

Еще в апреле этого года райгосадминистрация предоставила сельским советам экономические обоснования целесообразности создания объединенной территориальной громады в пределах одного района. На протяжении полугода все встречи с сельскими головами проходили на эмоциях, но без конкретного решения.

На прошлой неделе пресс-служба РГА ознакомила журналиста Бессарабского медиахолдинга с письмом, адресованным в свое время главе Одесской областной государственной администрации Максиму Степанову, где специалистами экономического отдела райгосадминистрации приводится анализ состоятельности объединенных территориальных громад по методике, утвержденной постановлением КМУ от 08.04.20 15 года №214.

Согласно документу, в случае, если будет создана Суворовская ОТГ, в ее состав войдут поселок Суворово и села Кирнички и Новая Покровка с численностью населения в 7525 человек и площадью 200,21 кв. км. Расчетный объем доходов бюджета этой ОТГ составит 51 157 600 грн, а потребность в расходах общего фонда — 63 762 700 грн.  Таким образом, может образоваться дефицит бюджета в 12 605 100 грн. Каменская ОТГ, согласно предложению Кабмина, может объединить Каменку, Утконосовку, Каланчак и Новый Каланчак. При этом численность населения этой общины составит 8800 человек, а площадь — 222,13 кв. км. Расчетный объем доходов бюджета — 59 605 800 грн, расходов — 65 622 900 грн, а дефицит — 6 017 100 грн.  В Камышовской ОТГ, куда могут войти Камышовка, Кислица, Муравлевка и Першотравневое, на площади в 293,69 кв. км проживает 9068 человек. Расчетный объем доходов бюджета составит 64 771 800 грн, расходов — 68 509 100 тыс. грн. Отсюда снова появляется дефицит – 3 737 300 грн.

По мнению РГА, экономическая несостоятельность гипотетических общин заключается в следующем: на их территориях отсутствуют дороги с твердым покрытием, между населенными пунктами не курсируют автобусные маршруты общего пользования, недостаточен кадровый потенциал населенных пунктов для обеспечения потребностей штатного расписания исполкома ОТГ, низкий уровень доступных публичных услуг.

В уже упоминавшемся письме Измаильской РГА, подписанном Н.И.Тодоровой, и адресованном тогдашнему главе облгосадминистрации Максиму Степанову, приводимая система аргументации против предложенной Кабмином модели объединения сельских общин содержит так называемый «этнический фактор». Ввиду чрезвычайной деликатности данной темы, требующей взвешенного, политически компетентного и доказательного обсуждения, мы опускаем как цитирование заявленных в тексте письма доводов, так и какое-либо иное их воспроизведение, намереваясь непременно вернуться в ближайшее время к анализу неразборчивых способов борьбы местных элит за будущие должности в системе бессарабской власти.

Еще одним доводом является схема транспортного сообщения, построенная для сельского населения таким образом, чтобы все необходимые административные услуги можно было получить в одном месте, в результате чего упрощается и оптимизируется логистика. На территории Измаила сконцентрированы и расположены следующие органы управления, учреждения и предприятия: центральная районная больница, которая выполняет, в частности, функции органа управления всей сферы здравоохранения в Измаильском районе со статусом юридического лица и структурными подразделениями, органы и учреждения образования, культуры, социальной защиты населения района, центр предоставления административных услуг и др. На сегодняшний день для удовлетворения потребностей населения Измаильского района в пассажирских перевозках сформирована автобусная сеть из 21 маршрута общей протяженностью 565 километров. Ежедневно выполняется 154 оборотных рейса.

Учитывая уже существующую систему исполнительных органов, учреждений, организаций и предприятий района, расположенных на территории Измаила, наиболее оптимальным и обоснованным, единственно возможным логистическим решением в интересах сельского населения может быть только формирование перспективного плана территориальных общин Измаильского района в варианте один район — одна ОТГ. Указанная концепция позволит обеспечить единство и повсеместность услуг всем жителям района, при которой органы, предоставляющие практические публичные услуги, будут территориально располагаться в Измаиле, а местный совет как представительный орган объединенной территориальной громады функционально будет находиться в административном центре единой ОТГ.

Исходя из этих расчетов и доводов, сельские головы и районное руководство намерено отстаивать вариант создания одной громады в рамках Измаильского района, который будет носить нейтральное название, без привязки к какому-либо определенному населенному пункту — Придунайская. Центр будущей ОТГ будет располагаться в одном из пригородных сёл — вероятнее всего, в Сафьянах (возможно также в Броске или Старой Некрасовке).

В чем видится преимущество создания на территории Измаильского района одной общины? Цифры говорят сами за себя.

Формула «один район – одна община» в условиях специфики Измаильского района обеспечит этническую самобытность всех населенных пунктов, сохраняя при этом чувство идентичности каждого национального меньшинства. В состав Придунайская ОТГ планируется включить поселок Суворово и села Богатое, Броска, Каланчак, Новый Каланчак, Каменка, Новая Каменка, Камышевка, Кирнички, Кислица, Ларжанка, Лощиновка, Матроска, Муравлевка, Новая Некрасовка, Новая Покровка, Озерное, Новоозерное, Першотравневое, Сафьяны, Старая Некрасовка, Дунайское и Утконосовка. Численность населения составляет 51 325 человек, площадь — 1194 кв. км. Расчетный объем доходов бюджета планируется в размере 344 866 600 грн, потребность расходов общего фонда — 344 351 300 грн, а профицит доходов — 515 300 тыс. грн. Кадровый потенциал достаточен для укомплектования качественными специалистами штата исполкома.

По окончании совещания каждый из присутствующих глав сельских советов высказал свое мнение. В основном, речь шла о механизмах по объединению в единую территориальную общину района органов управления, учреждений образования, культуры, социальной защиты и других жизненно необходимых структур. Главы сошлись на том, что созданная ОТГ должна быть экономически эффективной, а система управления территорией понятной и удобной для жителей.

Также участники встречи приняли решение определиться с предпочтениями, после чего одно из сёл (скорее всего, это будут Сафьяны) выступит с инициативой объединения всех сел и поселка Измаильского района в единую ОТГ —  таким образом, процесс будет запущен. Далее населенные пункты, желающие стать частью этой большой общины, должны дать своё официальное согласие (либо отказаться).

В понедельник, 21 октября, журналист Бессарабского медиахолдинга встретился с председателем Измаильской райгосадминистрации Натальей Тодоровой, чтобы узнать, насколько активно населенные пункты поддержали идею создания Придунайской общины.  

Села Муравлевка, Кислица, Лощиновка, Ларжанка, Новая Некрасовка, Сафьяны, Богатое на прошлой неделе провели сессии сельских советов, где поддержали инициативу объединения в пределах района. Еще 12 сельских советов должны окончательно решить, видят они себя в этой громаде или нет. На это у них осталось совсем мало времени – до конца октября. Именно такие сроки озвучила Наталья Ивановна в беседе с нами. Окончательное решение будет направлено в Одесскую облгосадминистрацию и в Кабмин на согласование.