В 2020 году в Украине на строительство и ремонт дорог потратили более 100 млрд грн. VoxUkraine разбирался, насколько подорожали дороги при Зеленском.

Об этом сообщает “Лига”, передает Бессарабия.UA.

В 2020 году “дорожный вопрос” привлек большое внимание общественности из-за программы “Большое строительство” и рекордной суммы, которую потратили на строительство и ремонт дорог, – около 130 млрд грн. Особенно острым стал вопрос после того, как правительство направило на дороги 33 миллиарда гривен из ковид-центра.

Как и на что тратятся эти средства, и главный вопрос – не за дорого ли строят дороги в Украине во время “Большого строительства”?

VoxUkraine совместно с проектом  CosT проанализировал открытые данные о завершенных тендерах на закупку работ по ремонту и строительству дорог.

Основные цифры исследования

Самым дорогим видом дорожных работ является строительство. В 2020 году оно проводилось в шести областях (Днепропетровской, Донецкой, Полтавской, Кировоградской, Львовской, Одесской). Стоимость строительства 1 км дороги составляет в среднем 90 млн грн.

На втором месте по стоимости – реконструкция (38 млн грн за 1 км). С началом Большого строительства количество реконструкций дорог в стране увеличилось вдвое.

Капитальный ремонт стоит в среднем 21 млн грн за 1 км и в 2020 году проводился почти во всех областях Украины (кроме Днепропетровской, Киевской и Тернопольской).

Текущий средний ремонт в 2020 году проводился во всех областях, а его стоимость за 1 км составила 10,8 млн грн. Самый дорогой ремонт провели в Днепропетровской (27 млн грн/км), Луганской (23,6 млн грн/км) и Черновицкой (26 млн грн/км) областях.

В 2019 году произошел рост стоимости строительства и ремонта дорог в несколько раз. В первую очередь, это связано со сменой подхода к строительству-ремонту. В 2020 году стоимость километра немного снизилась.

(Дорого)стоимость

Мы исследовали завершенные тендеры на дорожные работы за период 2018 – ноябрь 2020 гг. и посчитали, какую стоимость 1 км закладывают заказчики для разных типов работ в тендерах.

Стоимость 1 км дорог в тендерах разная, в зависимости от того, какие именно работы проводятся (рис.2).

Строительство

Очевидно, что самый дорогой вид работ – это новое строительство. В 2020 году оно стоило в среднем 90 млн грн. за 1 км. Годом ранее этот показатель превышал отметку в 100 млн грн, а в 2018-м был около 20 млн. Чем объяснить такую разницу? Директор компании А+S Украина, которая проектирует дорожную инфраструктуру, Дмитрий Беспалов объясняет это сменой подхода: “В прошлом была задача размазать минимум по максимуму. Это как подрисовать ржавый автомобиль под продажу. Сейчас вернулись к нормальным практикам, в приоритете – качество и срок “жизни” дорог. Очевидно, что во втором случае мы больше платим за строительство, но выигрываем на стоимости владения дороги”, – говорит эксперт.

Больше всего средств на новое строительство в Украине потратили в 2019 году – 1,64 млрд грн. Тогда строили дороги в Днепропетровской и Полтавской областях.

В 2020 году новые дороги строили в шести областях: Днепропетровской, Донецкой, Полтавской, Кировоградской, Львовской, Одесской. Самое дорогое строительство – в Днепропетровской области. В 2018 году стоимость строительства 1 км дороги здесь составляла 41,8 млн грн., в 2019 году – почти втрое больше – 120 млн. грн., а в 2020 году стоимость 1 км возросла еще в 1,5 раза и достигла 190 млн грн. Это более чем в два раза средней стоимости 1 км строительства за этот год.

Причина этого – в строительстве больших участков магистрали Н-31, которая соединяет Днепр и Киев. Эта дорога – один из самых больших инфраструктурных объектов, который предусматривает как прокладку дороги, так и строительство нескольких мостов и развязок.

Реконструкция

Второй по стоимости километра дороги является реконструкция – в среднем 38 млн грн. Это в 2,4 раза дешевле, чем строительство. Здесь тенденция схожа со строительством: стремительный рост стоимости одного километра и снижение в 2020-м.

Ускоренные темпы Большого строительства сказались и на работах этого типа. Если в 2018 и 2019 годах через систему Прозорро были проведены тендеры для работ в четырех областях, то в 2020 – уже в восьми.

Капитальний ремонт

Выполнить капитальный ремонт дороги сегодня стоит в среднем 21 млн грн за 1 км. Это почти вдвое дешевле, чем реконструкция.

В 2020 году капремонт дорог проводили в 21 области – всех, кроме Днепропетровской, Киевской и Тернопольской. Для сравнения: в 2018 капремонт дорог был выполнен в десяти областях, в 2019 – в семи. Это значит, что для большинства областей работы такого типа проводились впервые за последние три года.

Текущий средний ремонт

Самый популярный тип работ – это текущий средний ремонт (ТСР). Его регулярно проводят во всех областях Украины. Средняя стоимость такого ремонта для 1 км дороги на протяжении 2018-2020 гг. возросла дважды – с 4,8 млн грн в 2018 до 10,8 в 2020 году (рис.4). Стоимость текущего среднего ремонта в разных областях может отличаться в разы.

Например, в Днепропетровской области стоимость ТСР в 2020 году была почти втрое выше, чем средняя (27 млн грн/км). Суммарно на протяжении 2018-2020 годов самые дорогостоящие ремонты провели в Николаевской и Закарпатской областях – здесь стоимость ремонта стабильно превышала среднюю.

Почему стоимость как строительства, так и всех видов ремонта возросла в несколько раз против 2018 года? За исследуемый период произошли системные изменения в формировании стоимости ремонта дорог. Вследствие чего в 2019 и 2020 годах возросла стоимость всех типов ремонтов против 2018 года. Во-первых, расширился перечень работ, которые входят в понятие “ремонт”. Например, “текущий средний ремонт” теперь может охватывать разные виды работ – от обычного ямочного ремонта до перестилания одного или нескольких слоев асфальта. Во-вторых, к расчетам стоимости ремонта теперь относится и обновление сооружений на дорогах (отбойников, мостов, путепроводов), и освещение, и другая инфраструктура. В-третьих, возможно, что из-за высокого спроса на ремонтные работы в последние годы компании, выполняющие работы, повысили цены.

По нормативам, гарантийный срок эксплуатации покрытия составляет от 3 до 5 лет, для капремонта – 10 лет гарантии. На практике так бывает не всегда. Состояние дорог может ухудшаться, в том числе, из-за недобросовестного выполнения ремонтов и из-за общего плохого состояния сети дорог, когда выполнение текущего среднего ремонта – это латание дырок без качественного изменения состояния дорог.

Был ли дорогой ремонт не только дорогим, но и более качественным, станет понятно через несколько лет. А по самому плохому сценарию – уже этой весной.