Сегодня ни в чём нельзя быть уверенным. Например, кто-то считает, что печатная пресса исчерпала себя, и читатели якобы отдают преимущество изданиям электронным. Я не уверен.

Повальный переход на мобильную связь вроде бы отменил связь традиционную, проводную, а целый ряд абонентов, в том числе государственные учреждения и организации, ею пользуются. Нужна ли она по-прежнему? Не знаю, не уверен.

Но если дисковые телефонные аппараты всё-таки не выброшены на свалку истории техники, если при этом абонентские номера неоднократно менялись, а местный телефонный справочник, изданный ещё в 1999 году, безнадёжно устарел, нужен ли новый? Однозначно нужен. Кто думает иначе – аргументы в студию, ничто не мешает их обсудить.

К настоящему моменту ситуация может быть описана следующим образом. Поскольку интересовавших меня точных данных в Измаиле в разумные сроки получить не удалось (о причинах – когда-нибудь потом), придётся оперировать данными косвенными и прежде всего предположениями и оценками бывших сотрудников «Телекома». По их мнению, при общей численности населения города и района в 122 тыс. человек (округлённо по состоянию на 2020 г.) из 20 тысяч бывших абонентов проводной связи у нас сегодня насчитывается максимум 6 – 6,5 тысячи. Из этого количества более тысячи номеров принадлежат юридическим лицам – органам власти, учреждениям, организациям, лечебным и учебным заведениям, всякого рода конторам и т.д. С внешним миром они традиционно общаются по проводной связи. Неофициально, в приватном порядке – с помощью мобильной. Правда, возможность таких контактов определяется доверительностью отношений, и завязать их удаётся не всегда, особенно с лицами «при должностях». Знакомый чиновник может осчастливить вас номером своего мобильника, а незнакомый не захочет: «персональные данные», «личная информация» … Вот и думайте: нужен традиционный телефонный справочник или нет?

Показательно, что этот вопрос – не предмет для сомнений и долгих размышлений деловых людей. Например,  накануне выборов в Раду, команда кандидата в депутаты В.В. Куртева подготовила избирателям «книгу помощи» «Зе!ВООК», в которой кроме актуальных юридических консультаций читатели, к вящему своему удовлетворению, нашли ещё и несколько страниц наиболее востребованных в городе телефонных номеров. Что ж, бизнес достаточно чутко улавливает потенциальный потребительский спрос.

Можно, конечно, воспользоваться услугами справочной службы 109. Но с оговорками. Там автоответчик голосом словоохотливой барышни протараторит вам целую лекцию, прежде чем вы сумеете связаться с оператором, чтобы задать свой вопрос. Из «лекции» выяснится, что минута справочной связи обойдётся в 25 гривен. Это уже повод обеспокоенно почесать затылок: а ну как оператору для поиска номера и ответа потребуются две-три минуты? В моей практике такое бывало. Да ещё почему-то 1,6 грн плюс НДС с вас снимут за «соединение», с 16-й секунды начнут тарификацию, а чтобы выйти, наконец, на оператора, предложат «натиснути на кнопку дев’ять», тогда как аппарат у вас не кнопочный, а дисковый, и т.д. и т.п. Любой здравомыслящий пользователь понимает: этот способ добывания абонентских номеров в удобстве и доступности явно проигрывает печатному справочнику, что является ещё одним доводом в пользу его подготовки.

Кстати, раз уж слово упомянуто, то о доступности выскажусь чуть шире. Речь о доступности живого, непосредственного общения на уровне как областных и центральных органов, так и субъектов жизнеобеспечивающей инфраструктуры города. О контактах, содействовать которым призваны средства связи. Поразительно и парадоксально то, что чем плотнее опутывает нас электронная паутина этой связи – от радио, телевидения и телефона до интернета и мобильников, – тем глубже становится ощущение всеобщей разобщённости и отчуждения. Мы погружаемся не то в кокон изолированности, не то в коммуникационный вакуум. Возможностей контактировать вроде бы больше, а доступа к диалогу фактически меньше. По ту сторону телеэкрана нас не слышат. Прокомментировать чем-то задевшую публикацию в интернете – проблема. Координаты редакторов зачастую неизвестны. Электронные адреса если есть, то обезличены. Вместо живых голосов – нередко раздражающе-вежливые механические автоответчики, с которыми в диалог не вступишь. Номера мобильников – не для «широкой общественности». Остаются телефоны электросвязи, номера которых могут быть обнародованы, да только этот вопрос пока на стадии благих пожеланий.

На фоне продолжающейся административно-территориальной реформы проблема коммуникации встаёт во весь рост. Измаильский субрегион, территориально и демографически вобравший в себя бывший Ренийский,  Килийский и собственно Измаильский районы со всеми их новообразованными общинами, теперь насчитывает 35 населённых пунктов, в которых зарегистрированы почти 220 тысяч жителей. Логично предположить, что в рамках этого переформатированного административного пространства контакты граждан в телефонном режиме, вместо ненужных набегов на «присутственные места», приобретут повышенную актуальность и, следовательно, должны быть подкреплены технически и информационно.

Не забудем и об обеспечении безопасной жизнедеятельности населения в соответствии с задачами гражданской обороны и положениями МЧС. Имеется в виду система массового оперативного оповещения в случае чрезвычайных ситуаций. Специалисты говорят, что, оказывая государству услуги такого рода, теряющая клиентов измаильская электросвязь могла бы неплохо зарабатывать.

Памятный городу большой оранжевый телефонный справочник был выпущен в 1999 году издательством «Принтэкс-Ком» в партнёрстве с Измаильским центром электросвязи «Укртелеком». Тираж издания не указан, фамилии ответственных за выпуск – тоже. Высказывать критические замечания, тем более запоздалые, по большому счёту, некому. Но общую оценку этому изданию дать всё же нужно, чтобы избежать повторения его недостатков в будущем. Увы, достойная всяческой поддержки инициатива была обесценена её полупрофессиональным воплощением. Два десятка лет абоненты Измаильщины имели дело с не вполне продуманным и оттого крайне неудобным в пользовании рекламно-информационным фолиантом. Рекламы и информации в нём действительно было много, причём полезной, но она структурирована настолько неудачно, что так и не стала стройной и понятной системой, и алфавитное распределение материала не спасло положения. Рубрикация названий по алфавитному принципу часто подменялась рубрикацией по специализации абонентов, в результате чего под буквой «Б» вместе с барами оказались кафе и рестораны, в «В» попали не только вокзалы, но автостанция и аэропорт, буквой «Ж» наряду с жэками были обозначены «Горгаз» и «Горсвет», а также «Измаилтеплокоммунэнерго», а больницы приходилось искать не под буквой «Б», а под буквой «З» – в рубрике «Здравоохранение». Немудрено запутаться.

Впрочем, всё это уже в далёком прошлом. Сегодня вы ничего искать не будете, потому что устаревший справочник не соответствует реалиям дня. База данных, которая легла в его основу, отражает список абонентов по состоянию на декабрь 1989 года. Десятилетний разрыв между регистрацией номеров и их сводной публикацией – уже сам по себе источник многочисленных неточностей. А ведь после выхода справочника в свет прошло, повторюсь, ещё два десятилетия, в итоге – тридцать!

В том, что издание нужно возобновлять, сомнений нет. И редакция готова к обсуждению проблемы, дабы представить все нюансы, все точки зрения, углубляющие и конкретизирующие вопрос. Надеемся на отклики читателей. При этом необходимо сделать одно существенное уточнение. Журналисты Бессарабского медиахолдинга не планируют и не намерены принимать в этом проекте непосредственное участие. Это не наша работа, не наши задачи, не наша компетенция. Мы не будем искать заказчиков и исполнителей, убеждать их технико-экономическими выкладками. Наш профессиональный, если угодно, гражданский долг – сказать о проблеме с точки зрения общественных потребностей и дальнейшего развития города и региона. А если и просматривается некий личный интерес, то только потому, что городским журналистам, как и многим измаильчанам, трудно работать без современного и надёжного путеводителя по лабиринту телефонных сетей.

Не будем упрощать идею. Сложностей в её реализации хватает. Кто будет координировать работу? Кто пошагово обдумает процесс? Кто разработает концепцию справочника? Кто предоставит базу данных? Кто выполнит издательскую подготовку текста? Кто профинансирует издание и осуществит его распространение? Конечный бенефициар как моральный выгодополучатель акции известен: абоненты. Но в организации дела от них мало что зависит, да и как их привлекать? Закопёрщиком мог бы стать «Укртелеком» в лице его одесского филиала и соответствующих измаильских служб, но лучшие времена этой компании, похоже, позади, надежды на её инициативу сомнительны, хотя прямой интерес очевиден и долг обязывает. Власть в лице органов местного самоуправления? С точки зрения развития территорий коллективное участие ОТГ было бы оправданным. Бизнес-структуры? А вот тут важно понять: это проект бизнеса или власти, его главная цель получение прибыли или общественно-значимое улучшение коммуникации и управление территориями? Без ответов на эти вопросы дело с места не сдвинется.

Но и драматизировать ситуацию нет оснований. Кроме упоминаемого здесь издания вслед за ним в разные годы увидели свет ещё три, объёмом поменьше, – к их выпуску причастен издательский дом «Курьер». В беседе директор А.Б.Ободовский не скрывал трудностей, с которыми пришлось столкнуться, но согласился с тем, что команда с ними справилась. Как выяснилось, не сошло со сцены и издательство «Принтэкс-Ком». То есть коллективный опыт не утрачен. Относительно «цены вопроса» в смысле предполагаемых затрат (на печатание, к примеру), в нашем местном издательстве «Ирбис» считают, что сумма расходов вовсе не будет астрономической, – в пределах 30-35 тыс. грн. Да и справочник можно подготовить в двух вариантах: компактную книжку для тех, у кого нет компьютера и интернета, и более обширное, постоянно обновляющееся интернет-издание для «продвинутых» абонентов.

Дело за «малым»: кто отважится на инициативу?

А тем временем в Европе: коммуникации и связь в Германии

Германия имеет одну из лучших в мире телекоммуникационных систем. Используется порядка 52 миллионов абонентских линий (4-е место в мире), и даже стремительное развитие сотовой связи нисколько не уменьшило значение проводных линий.

Из телефонной будки можно позвонить в любую точку земного шара (как правило, в них есть телефонные справочники). Есть три вида автоматов: работающие по монетам, по телефонным карточкам Telefonkarte и по кредиткам. Если стоимость разговора оказалась меньше, чем сумма, опущенная в автомат, то он выдаст сдачу. Telefonkarte можно купить на почте и в газетных киосках. В зависимости от лимита времени их стоимость колеблется от 3 до 25 евро.

Дороже всего звонить с 8.00 до 12.00 по будням. Льготный тариф – с 18.00 до 8.00 по рабочим дням и все выходные. Можно также позвонить с почты (через оператора) или из гостиничного номера, но это дороже. В последнее время повсеместно появились небольшие частные переговорные пункты с IP-телефонами по льготным тарифам.