Почему, живя в XXI веке, в эпоху технического прогресса, люди вынуждены терять свое время и нервы на обеспечение элементарных бытовых нужд? Таким вопросом задается каждый, им же задался 36-летний человек с инвалидностью из Белгорода-Днестровского, озвучив вопиющие факты контактов с банковской, телекоммуникационной, адвокатской и другими сферами публичного пространства Украины.

Незнание и нежелание разобраться в ситуации, отчужденность и ограниченность – вот главные причины проблем, с которыми каждый день сталкивается обыватель, но предпочитает молчать. Анатолий Руденко, вопреки инвалидности, имеет активную гражданскую позицию и считает нужным заявлять об этом и быть услышанным. Его девиз прост: надеяться не надо ни на кого, а нужно самим что-то делать.

Первой проблемой стало получение элементарной банковской карты. После выдачи таковой в 2016-ом, когда это было возможно дистанционно (тогда «Приватбанк» был единственным, кто предоставлял такую услугу. – Ред.), в середине прошлого года Анатолию пришлось её менять в связи с окончанием срока действия. Камнем преткновения стала подпись в документах, которую чисто физически Анатолий поставить не может – это за него делает мама (паспорт, пенсия – везде расписывается она. – Ред.). До этого случая на данный факт везде закрывали глаза.

«Я всегда хотел быть полноценным, самостоятельным гражданином. Так получилось, что физически нахожусь не в очень хорошей форме. Моя мечта – хоть как-то чувствовать себя самостоятельным. Поэтому иметь отдельную карту считаю вполне естественным», – рассказывает мой собеседник.

Анатолий родился совершенно здоровым ребенком, но после вакцинации прививкой АКДС с полиомиелитом и вызванных ею осложнений получил инвалидность на всю жизнь, в восьмимесячном возрасте ему поставили диагноз ДЦП. С тех пор его мама стала основным связующим звеном с внешним миром. Несмотря на трудности осуществления жизненно важных функций, мужчина абсолютно здоров морально. Он владеет двумя иностранными языками, обладает грамотной речью, социально сознателен. Не укладываясь в финансовое обеспечение от государства, выраженное в пособии по инвалидности (не более 5 тыс. грн в месяц, включая все надбавки, большая часть которых уходит на лекарства и незаменимые предметы гигиены. – Ред.), он работает удаленно, выполняя профессиональную настройку компьютерного оборудования и создает сайты. В связи с этим перед ним остро стоит вопрос перечисления заработной платы на банковскую карту.

Итак, новую карту получили в отделении банка. Мама как обычно расписалась в документе о ее получении. Анатолия сфотографировали и выдали новую карточку. Утром на телефон пришло смс-сообщение: «Ваша карта заблокирована из-за вмешательства третьих лиц». Также банк рекомендовал приехать в отделение и заменить ее. Сложно представить, какую проблему составляет для человека, который постоянно пребывает в инвалидном кресле, «просто взять и приехать». Зная обстоятельства данного клиента (в базе «Приватбанка» есть эти данные. – Ред.), ни у кого не возникло никаких вопросов по этому поводу.

Тем не менее, мама с сыном поехали в банк. Там их приняли и заявили о том, что выход из ситуации один: получить карту мама сможет, лишь представив доверенность. Для этого пришлось отправиться к нотариусу. В здании отвесный пандус сделан для кого угодно, только не для людей с инвалидностью: преодолеть 3 метра вверх по ступенькам человеку в коляске оказалось просто нереально. Мать, отправившаяся к нотариусу одна, получила новые «вводные»: для получения доверенности нужна подпись Анатолия. Круг замкнулся: чтобы избежать подписи, нужна доверенность, чтобы получить её – вновь нужна подпись. Почему так происходит? Такой вопрос никогда не возникал ни у чиновников, ни у сотрудников банка, ни в нотариальной конторе.

«Вернувшись в банк, я задал вопрос: что делать? Мне нужна карта, решите проблему. В банке развели руками, посоветовал лишь одно – оформить недееспособность», – делится наболевшим Анатолий.

Рассуждаем: образованному, начитанному и совершенно вменяемому человеку рекомендуют признать себя недееспособным, чтобы просто получить банковскую карточку…

Как заметил мой собеседник, такая процедура также влечет за собой массу проблем: это долго, хлопотно, вызывает лишние расходы и массу потраченной энергии, учитывая бюрократизм, царящий в госструктурах. Кроме того, как технически возможно признать недееспособным столь активного гражданина, к слову, окончившего школу с отличием и сознательно голосующего на местных и всеукраинских выборах?

В банке продолжились споры с требованием вывести на контакт с теми лицами, которые в состоянии решить проблему. К начальнику отделения не пустили.

Далее настойчивый мужчина продолжает «бомбить» горячую линию «Приватбанка» на номер 3700, но безрезультатно.

Благодаря своей общительности и благожелательности, Анатолий имеет много полезных знакомств. Так, один из ведущих украинских телеканалов снял видеосюжет о человеке с инвалидностью из Белгорода-Днестровского, обозначив имеющиеся проблемы во взаимоотношениях с внешним миром. Это в который раз должно было стать стимулом для банка решить наконец вопрос. Но с его стороны вновь последовал игнор.

Не отчаиваясь, Руденко ищет другие способы. Являясь активным пользователем соцсети Facebook и автором многих востребованных постов на актуальные житейские темы, без проблем нашел поддержку у представителей столичных медиа. Суть просьбы Анатолия была в личной помощи для выхода на «верхушку», в частности, на руководство банка (мелкие клерки на периферии, как оказалось, не желают выходить за рамки своих функций нажимания кнопок и фальшивых приветственных улыбок, а к телам боссов допускать попросту боятся, скрывая контакты и соблюдая «принцип ящерицы». – Ред.).

Главный редактор одного из рейтинговых СМИ вник в ситуацию и предоставил номер телефона личного секретаря весьма влиятельного лица в Киеве. Будучи на тот момент управделами Кабинета министров, этот человек молниеносно ответил и во многом поспособствовал тому, чтобы обратить внимание на проблему и решить её. Дальше последовало техническое исполнение.

«Низы ничего не решают, даже ответственные за регион начальники отделений не хотят видеть дальше своего носа. Лишь по истечении времени я снова лично обратился к Дмитрию Д. (тот самый человек из Кабмина. – Ред.). Он сделал лишь один звонок «кому надо», после чего мне сразу перезвонил кто-то очень важный из «Приватбанка», говорил культурно и обещал буквально завтра доставить мне домой карту», – вспоминает Анатолий.

И действительно, на следующее утро два сотрудника банка лично привезли домой долгожданную карту. Под руку подсунули планшет – вместо подписи, естественно, получилась «каляка-маляка». Именно её и засчитали как подпись владельца карты. Сам процесс передачи карты в руки получателю банкиры засняли на телефон – видео сразу же было отправлено тому самому «решале» в Кабмин как подтверждение об исполнении поручения.

«Разве нельзя было все это сделать сразу? Ни от сотрудников банка, ни от нотариуса не было предложения разобраться в ситуации, найти решение. Мне кажется, в интересах каждого – подумать над развязкой той или иной проблемы, найти выход и избежать этого в будущем. Такой подход имеет место, когда речь идет о профессионалах. Таких, к сожалению, в нашем обществе мало», – подытожил Анатолий.

Так, после нескольких месяцев изнурительных разговоров, благодаря все той же настойчивости Анатолия, все решилось. Индивидуальный эффект был достигнут лишь после того, как на банк «надавили» сильные мира сего. В целом же, по сути, ничего не изменилось, и каждый, кому придется столкнуться с подобной ситуацией, вновь окажется в замкнутом кругу системы.

Через две недели после получения карты, из Кабмина позвонили, сообщив о подготовленных изменениях в документообороте с Нацбанком (упрощение процедуры и, как следствие, отмену подписи в подобных случаях. – Ред), после чего в феврале текущего года это должно было заработать. «Позорный» закон с нелепыми подписями, благодаря настойчивости одного человека из Аккермана, должен был быть отменен. К сожалению, этого не случилось. Далее произошла смена правительства и главы Нацбанка в Украине, и всё остановилось.

«Мы живем в XXI веке, в эпоху технического прогресса. Сколько можно топить людей в грудах ненужных бумаг и подписей, выстаиваниях в очередях и трате времени и здоровья? Ведь можно придумать что-то: фиксировать на видео, использовать отпечатки пальцев и т.д.», – делится своими размышлениями Анатолий.

Аналогичная проблема встала перед героем нашей публикации во взаимоотношениях с ЧАО «Укртелеком». Бесчеловечность и бред – так двумя словами охарактеризовал аккерманец свои впечатления от происходящего. Из-за требования написать от руки и подписать заявление, семья Руденко долго не могла отказаться от услуг этой организации и накапливала долги за несуществующие услуги. Проблема с мифическим долгом не решена по сей день. На людей сильно давят. Как отметил наш герой, если раньше вели себя вежливо и спокойно, то теперь откровенно прессуют. Цель – выбить деньги во что бы то ни стало.

До 2006 года у семьи не было телефона. До тех пор никто номера ему не дал, несмотря на льготы и преимущества. Как живет человек с инвалидностью? Его жизнь – это кровать, четыре стены и редкие прогулки с помощью родных. Вполне естественно, что средство общения с миром – это удаленная связь, телефон и интернет. И то и другое было инициировано им самим, но никак не государством или соответствующими службами. Оплатить при этом пришлось на общих основаниях – 600 грн по ценам 2006 года. Для семьи это внушительная сумма. Так, испытав все «прелести» бюрократии, телефон от «Укртелекома» подключили, далее Анатолий подключил интернет «ОГО» (в те годы других альтернатив не было, и приходилось оплачивать услуги дорогостоящего оператора. – Ред.). Когда же развилась более доступная мобильная связь, семья решила взаимоотношения с данным поставщиком услуг прекратить. Но не все так просто, тут нужно еще постараться.

Будучи клиентом «Укртелекома» на протяжении 13 лет, семья платила по 230 грн абонплаты в месяц. Получив услуги другого провайдера, теперь тратит на интернет 90 – 100  грн.

«Сначала на маму там наорали, не вникнув в ситуацию. Она расстроилась, и лишь спустя месяц снова предприняла попытку прийти, чтобы наконец оформить отказ от услуг оператора связи. К счастью, на этот раз там оказался вменяемый сотрудник и решил вопрос с отключением», – рассказывает Анатолий.

Однако на этом хлопоты не прекратились. Исправно оплачивая услуги, которыми пользовались до отключения, после него попали в число «должников». Долг составил кругленькую сумму – 1000 грн. Случилось это по причине того, что после «обрезки» кабеля, связисты почему-то забыли (или специально это сделали) сказать, что нужно написать заявление. Это требование можно увидеть, внимательно изучив договор – мелким шрифтом внизу. Так, думая лишь о деньгах, на протяжении трех месяцев людям твердили про долг, но никто не сказал, что нужно написать заявление. Написать его Руденко смогли только в конце октября 2018 года.

Фактически не пользуясь интернетом и телефоном с мая 2018 года, люди до сих пор не могут разобраться с «Укртелекомом». Виной тому, как считает Анатолий, неадекватное поведение сотрудников предприятия. Они терроризируют звонками, требуют погасить долги, позицию второй стороны совершенно не слышат и вникать не собираются. Далее начали поступать письма, после – угрозы по телефону от коллекторов и заявления о подаче иска в суд о принудительном взыскании.

«Для нас 1000 грн – это немалые деньги, – констатирует Анатолий. –  Я не считаю нужным платить просто так, чтобы меня оставили в покое. Той стороне не нравится, когда с ними спорят и доказывают свою точку зрения. Наш народ так приучили – мы стараемся промолчать и плыть по пути наименьшего сопротивления».

Как утверждает Анатолий, он предпринимал многократные попытки найти сотрудника, с которым можно было бы вести предметный разговор. Как и в истории с «Приватбанком», такого в Белгороде-Днестровском не оказалось. Ни от одного специалиста невозможно было добиться обоснования и объяснения сложившейся ситуации. Никто не изъявил желания хотя бы вникнуть и попытаться решить вопрос. Пропускать к «верхушке» здесь также отказались.

Снова на помощь пришел Facebook, где Анатолий через официальную страницу провайдера обратился с заявлением на перерасчет долга. Достаточно быстро зарегистрировав документ, в той же онлайн-форме ему ответили, что сумму снизят до 600 грн. Как заявил тогда Анатолий, он доволен и таким результатом: списание 400 грн стало ценой его принципиальности.

«Где-то можно понять этих безразличных людей-роботов, так как законодательство не продумано. Почему там не отражено, что делать человеку, когда он не может физически расписаться, и почему нет выхода? Я слышал много примеров, когда не только люди с инвалидностью попадают в эту ловушку. Например, человек сломал ногу и не может выйти на улицу, как ему общаться с чиновниками? – спрашивает он.

Позднее на своей странице в соцсети Анатолий рассказал о новых злоключениях. Оказывается, 20 августа пришло письмо от «Укртелекома» в ответ на вышеуказанное заявление, в котором стратегия поставщика услуг изменилась. Они все так же требуют погашения долга в полном размере. Ниже приводим сообщение Анатолия Руденко, которое он разместил на Facebook, адресовав национальному оператору и одному из самых богатых бизнесменов Украины.

«Укртелеком! Я получил вчера ваш ответ относительно перерасчёта моей задолженности, о том, что я во всём не прав, а вы правы даже в том, что вместо совета написать заявление об отказе от услуг, просто напоминали о задолженности за услуги, которых я не получал. Вы «правы» и тогда, когда ваш сотрудник требовал от меня написания заявления, несмотря на то, что я не могу писать чисто физически, из-за чего образовался долг ещё за полтора месяца. Вы «правы» даже тогда, когда «забыли» о том, что я вкладывал личные средства в развитие местной АТС, и в 2006 году мой вклад составил больше 100 долларов, что было условием подключения мне телефона. Браво! И сейчас, когда мне нужно думать о том, как пережить зиму, когда нужно переоборудовать квартиру, чтобы просто не замерзнуть, вы требуете отдать вам больше 1000 гривен! Я отдам эти деньги чего бы это мне ни стоило, но я хочу, чтобы вы знали: я шокирован вашим, вместе с Фондом Рината Ахметова «человеколюбием», реклама которого заполонила телеэкраны и YouTube. Получается, вы на камеру помогаете, а без камеры забираете. МОЛОДЦЫ!», – так звучит пост автора на Facebook.

Несколькими днями позже, 27 августа, на телефон Руденко поступил звонок: в ультимативной и хамской манере требуют погасить долг в полном размере, и немедленно…

Подводя итог беседе, крепкий не телом, но духом Анатолий высказался следующим образом:

«В нашей стране в структуре обслуживания населения присутствует бесчеловечность. В этом я лично убедился и с «Приватбанком», и с «Укртелекомом». Это лишь самые яркие примеры из недавнего прошлого. А подобных ситуаций можно привести множество, я всю жизнь сталкиваюсь с тем, что государство во многом против меня. Наверное, я даже мог бы подать в суд и выиграть его. Я абсолютно уверен, что все могут изменить сами люди, если не будут отдавать свою судьбу в чужие руки, а стараться улучшить свою жизнь и поставить чиновников «на место». Нельзя молчать!»