Во время визита президента Владимира Зеленского в Одесскую область в сентябре с.г. народный депутат Сергей Колебошин назвал пять основных проектов региона, которые являются приоритетными в «Стратегии развития Одесчины на 2021-2027 гг.». Среди них ­– укрепление береговой линии реки Дунай протяженностью 8 км от границ с Молдовой до территории морского порта Рени. Для берегоукрепления, которое удерживало бы русло Дуная, необходимо более 1,5 млрд грн.

Ухудшение гидротехнических условий на береговых линиях от границ с Молдовой до промежутка между причалами № 9 и № 15 Ренийского порта вызвано строительством Румынией дамбы на правом берегу Дуная. До появления дамбы во время весенних паводков речные воды разливались на более низменную румынскую территорию, то есть давление на украинский левый берег Дуная было значительно ниже. После строительства дамбы высотой около 7 м гидрологические условия изменились, а центр течения сместился в сторону левого берега, на который увеличилось давление воды.

Изменение направления течения Дуная на этом участке привело к размыву и разрушению береговой линии, которая должна удерживать русло реки, где проходит граница между Украиной и Румынией. Значительный уровень развития эрозионных процессов не только сокращает земельный участок, но и территорию Украины, смещая линию государственной границы.

В случае реализации проекта, руководство Одесской области рассчитывает на увеличение мощностей Ренийского морского порта, что позволит дополнительно привлечь грузопоток нефтепродуктов.

Решить эту многолетнюю проблему планируется путем привлечения 1,54 млрд грн из государственного фонда регионального развития. Завершить строительство укрепления береговой линии реки Дунай планируют в течение 2021 — 2023 гг. В 2021 году на эти нужды предусмотрено 120 млн грн, в 2022-2023 гг. – по 710 млн грн.

К слову, ведущий инженер-гидротехник Измаильского управления водного хозяйства Григорий Ромалийский солидарен с областным руководством в том, что укрепление береговой линии реки Дунай является приоритетным заданием стратегического развития Одесской области. Однако считает, что в первую очередь необходимо укрепить полосу защитного сооружения на 97-м километре Дуная (остров Репида). В 2010 году 400 метров этого участка укрепили с помощью геотекстильных подушек, но это было временное решение. На сегодняшний день подводную часть геотекстиля давно снесло, а сам берег изрядно подмыло. Прорыв на этом участке грозит затоплением артезианских скважин, которые питают водой Измаил. Кроме того, в укреплении нуждаются еще 400 метров береговой линии на 97-м километре Дуная.

Что касается Ренийского района, то здесь, по мнению Григория Антоновича, помимо восьмикилометрового участка от реки Прут до морского порта Рени, следует обратить внимание на береговую линию между каналами Скунда и Прорва, которая расположена на 53-54 милях Дуная недалеко от села Орловка. Здесь размыты и разрушены мокрые откосы и тело дамбы.

«Укрепление береговой линии реки Дунай – это крайне важная задача, решение которой поможет вдохнуть жизнь в Бессарабию. Нужно спасать экологию Дуная и восстанавливать жизнедеятельность порта Рени. Надеюсь, что технологии берегоукрепления будут пересмотрены и модернизированы. Ведь на примере острова Репида, где несколько лет назад проводилось бетонное берегоукрепление на 97-м километре русла Дуная, в противопаводковые мероприятия было вложено порядка 10 млн грн. Но это отсрочило экоугрозу затопления измаильских скважин всего на несколько лет. Боюсь, что и эти 1,5 млрд существенно не решат экологических проблем Придунавья. Ведь через 5-6 лет в укреплении экстренно будут нуждаться и береговые линии Килийского рукава Дуная», – отметил Г.А. Ромалийский.