Государственное предприятие «Ренийский морской торговый порт» шестой год катится в «минус», обрастая миллионными долгами. «Программа стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса на 2018 год» до сих пор не реализована. Работники по-прежнему месяцами не получают оплату за труд, на банковские счета наложен арест, имущество взято в налоговый залог – такова сегодняшняя реальность государственного стивидора.

В конце ноября прошлого года прокуроры Измаильской местной прокуратуры направили в суд обвинительный акт в отношении руководителя морского торгового порта Дмитрия Володина. Ему инкриминируют невыплату заработной платы. По мнению следствия, Д. Володин имел реальную возможность выплатить зарплату, поскольку в течение указанного периода платил налоги и осуществлял другие платежи на сумму, которая значительно превышала размер задолженности по зарплате.

Бессарабский медиахолдинг сделал на имя и.о. директора ГП «РМТП» официальный запрос, в котором просил сообщить о численности сотрудников предприятия, о сумме задолженности по зарплате, пояснить основные причины кризисного положения, а также рассказать о том, какие пути выхода из сложившейся ситуации видит руководство компании.

Согласно полученной информации, на начало этого года численность работников ГП «РМТП» составляла 231 человек (для сравнения: в 2015 году работали 424 сотрудника). По состоянию на 1 января текущего года предприятие задолжало своим работникам 7 млн 8 тыс. грн, к концу месяца эта сумма сократилась до 6 млн 665 тыс. грн.

По словам главы профсоюзного комитета Михаила Григоренко, сроки задолженности разнятся у разных категорий работающих. К примеру, часть сотрудников управленческих и обслуживающих служб не получают зарплату еще с марта прошлого года. Докеры же последние выплаты получили за ноябрь. Понятно, что такое положение дел вызывает, мягко говоря, негативную реакцию портовиков. Потому на минувшей неделе состоялось собрание трудового коллектива, в ходе которого людям представили реальное положение дел и пояснили, на что можно будет рассчитывать.

В ответе редакции Дмитрий Володин сообщает, что по результатам хозяйственной деятельности за прошлый год сумма убытков составила 25, 6 млн гривен. Это следствие недостаточного грузооборота для покрытия расходов предприятия. В то время как мощности порта позволяют перерабатывать 14 млн тонн груза в год, в прошлом году оно перегрузило около 240 тыс. тонн,  в среднем 20,1 тонны в месяц. Отмечу, что на территории Ренийского порта, помимо ГП «РМТП», работают порядка десяти частных операторов. Их общий грузооборот в 2019 году составил 1,275 млн тонн.

Как информирует и.о. директора ГП «РМТП», «тенденция к снижению грузооборота сформировалась еще с 2013 года, от среднемесячного объема грузопереработки в 80 тыс. тонн в месяц в 2013 году до 17 тыс. тонн в месяц в 2016 — 2018 годах и 20,1 тыс. тонн в месяц за 2019 год». Таким образом, чистый доход предприятия от основной деятельности снизился с 44,6 млн грн за 2013 год до 14,7 млн грн за 2019 год.

Сокращение объемов грузопереработки руководитель объясняет несколькими причинами. Первая – это высокий уровень конкуренции среди портов Дунайского региона. Ренийцам приходится соперничать с румынскими портами в Галаце, Тулче, Браиле, с молдавским портом Джурджулешты и украинским предприятием «Измаильский МТП».

«Из-за неконкурентной тарифной политики Молдавской железной дороги (ЖДМ), АО «Укрзализныця», ГП «АМПУ» (стоимость услуг и сборы) заказчики переориентировали поток наливных грузов в румынский порт Констанца», – продолжает Дмитрий Николаевич.

Он также отмечает, что ГП «РМТП» утратило транзитный грузопоток продовольственной пшеницы Республики Молдова из-за строительства молдавского порта Джурджулешты. По сути, Ренийский порт послужил разменной монетой в «сделке», связанной с трассой М-15. В 1997 в обмен на отрезок автотрассы Рени – Одесса протяженностью 7,7 км у молдавского села Паланка Украина передала Молдавии более 400 метров дунайского берега, сделав из нее конкурента Ренийскому порту.

Вторая причина убыточности – это пятикратное увеличение расходов (земельный налог, энергоносители, оплата труда и соответствующие отчисления и проч.) на фоне резко упавших доходов.

Третьей причиной Дмитрий Володин называет выполнение предприятием несвойственных стивидорной деятельности функций. Так, ГП «РМТП» содержит социальную инфраструктуру: общежитие, стадион, спорткомплекс и базу отдыха «Моряк». Это балласт, наращивающий долги предприятия. В то же время спорткомплекс «Водник» – прекрасное здание, в котором нуждается город. В телефонном разговоре с городским головой Игорем Плеховым прозвучала информация, что городской совет готов принять комплекс в коммунальную собственность, списав при этом ГП «РМТП» часть задолженности налога за землю. Сегодня она превышает 40 млн грн.

По словам Дмитрия Володина, ГП «РМТП» выполняет еще и полномочия, наделенные Законом Украины «О специальной экономической зоне «Рени», а именно осуществляет функции органа хозяйственного развития и управления специальной экономической зоной «Рени».

Далее Дмитрий Николаевич сообщает о том, что Главное управление Государственной налоговой службы (ГНС) в Одесской области потребовало от исполнительной службы принудительного взыскания с ГП «РМТП» задолженности по ЕСВ (единый социальный взнос) в сумме 2 199,6 тыс. грн. Исполнительный сбор составил 219,9 тыс. грн. Это привело к аресту банковских счетов предприятия.

Из-за долговых обязательств по платежам в бюджет Государственная фискальная служба применила налоговый залог относительно имущества. Тот факт, что предприятие не сделало своевременную переоценку основных активов, сыграло с ним злую шутку. Стоимость налогового залога посчитали по той остаточной стоимости, что фигурировала в бухгалтерских документах. Дмитрий Володин утверждает, что это «противоречит требованиям ст.7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»».

Осознав цену собственного ротозейства, в октябре прошлого года руководство предприятия заключило договор на «независимую оценку стоимости объектов 4 группы основных средств ГП «РМТП». Согласно информации Рrozorro, исполнителем стала консалтинговая фирма «Эксперт-центр «Авант». Оценивались техника и оборудование. Дмитрий Володин в своем ответе не называет ни остаточную стоимость, ни стоимость, заявленную независимым оценщиком, из-за чего сложно понять, насколько велик шанс предприятия рассчитаться с долгами.

Руководство ГП «РМТП» надеется, что с помощью данных по справедливой стоимости необоротных фондов удастся вывести из налогового залога большинство ликвидного имущества. Соответствующее обращение предприятие направило в контролирующий орган.

«Снятие с налогового залога спортивного комплекса, базы отдыха «Моряк» даст возможность передачи спорткомплекса в коммунальную собственность территориальной общины, базы отдыха – в аренду и сократит ежегодные расходы ГП «РМТП» на содержание социальной сферы на сумму около 2,5 млн гривен», –говорится в ответе.

Дмитрий Володин также сообщает, что выведение с налогового залога не задействованных в производственной деятельности 10 портальных кранов и судов портофлота, при условии получения соответствующего разрешения Министерства инфраструктуры Украины, позволит их списать как морально устаревшие, которые не используются в производственной деятельности, и продать ориентировочно за сумму 92,1 млн грн. Это сократит расходы, уходившие ранее на содержание указанного имущества на сумму почти 4,6 млн грн ежегодно.

«Указанное даст возможность ГП «РМТП» ликвидировать задолженность по оплате труда, избежать наращивания долговых обязательств по платежам в бюджет, стабилизировать хозяйственную деятельность предприятия и получить положительный финансовый результат», — такие оптимистичные выводы делает и.о. директора ГП «РМТП».

Редакция просила Дмитрия Володина прокомментировать ситуацию с кранами, которые, по слухам, продавали на металлолом, чтобы на вырученные средства погасить часть заработной платы. Дмитрий Николаевич сообщил следующее. В декабре 2018 и январе-феврале 2019 предприятие получило разрешение Мининфраструктуры на списание морально устаревшей спецтехники и оборудования с последующей реализацией в качестве металлолома. Согласно Рrozorro, в апреле и мае прошлого года действительно объявлялись тендеры на услугу по переработке на металлолом имущества отдела механизации (65,756 тонн), грузового терминала (713,57 тонн) и портофлота (148,7 тонн). Общий вес металла составлял 928 тонн.

Дмитрий Володин сообщает, что за этот металлолом по предварительной оценке (за вычетом расходов на порезку) планировалось получить 3–3,5 млн грн. Деньги намеревались направить на выплату зарплаты и соответствующих отчислений в бюджет. «Однако, вследствие снижения ценовой политики на металлолом  в настоящее время доходы от продажи списанной техники могут составить от 0,5 до 1 млн грн, что проблему выплаты долговых обязательств никоим образом не решает. Поэтому до времени стабилизации рынка металлолома, было принято решение отложить продажу металлолома», — отвечает Володин.

Подводя черту под ответом и.о. директора ГП «РМТП», можно сделать вывод, что будущее государственной стивидорной компании отнюдь не радужное. Даже если за счет продажи имущества и удастся погасить долги, вариантов развития самого предприятия нет. Во всяком случае, руководитель ГП «РМТП» их не назвал.