1 июля 2016 года, согласно Закону «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», все ЖЭКи в Украине прекратили свое существование, а жильцы «добровольно-принудительно» должны были создать объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Не обошла «коммунальная реформа» стороной и Рени, где по этому поводу тогда кипели нешуточные страсти.

Согласно законодательству, был проведен конкурс для назначения управляющих компаний по обслуживанию тех многоквартирных домов, жильцы которых не создали ОСМД. В маленьком райцентре тендер на право управления городскими многоэтажками выиграла одесская «Жилищно-эксплуатационная компания». Итоги этого конкурса вызвали неоднозначную реакцию со стороны местного населения. Ренийцы не забыли, что при мэре Евгении Маципудре (находился в должности в 2006-2010 годах) в аренду одесситам – частной фирме «Дунай Транс Терминал Компани» – было отдано КП «Водоканал», которые обещали золотые горы по его возрождению, но из этого ничего путного не вышло. Следующему мэру Сергею Колевичу пришлось возвращать предприятие в коммунальную собственность через суд, да еще и с огромными долгами. Поэтому горожане, начав создавать ОСМД, не захотели повторения печального опыта с «Водоканалом» и стали заключать договора на управление не с победителем тендера, а с местным предпринимателем Сергеем Лукиянченко. Это стало причиной того, что одесская компания была вынуждена уйти с ренийского рынка коммунальных услуг.

По состоянию на сегодняшний день договора с Лукиянченко заключило 51 общество собственников многоквартирных домов, а в двух он сам является председателем. В общей сложности предприниматель в настоящее время является управителем 85 домов.

– Мы с самого начала взяли хороший старт, – рассказывает Сергей Георгиевич. – В течение двух месяцев, в октябре-ноябре 2016 года, ренийцы создали ОСМД и начали нас приглашать на собрания. Мы ходили на них, общались с жильцами, на примере самого первого ОСМД «Восходящее солнце», где я являюсь председателем, показывая эффективность нашей работы. Одновременно с этим знакомились с проблемами каждого дома. Общей для всех без исключения многоэтажек оказалась проблема с системой канализации, потому что у сточных труб срок эксплуатации 30 лет. Вторая проблема: почти все дома, поскольку они старые, им по 40-50 лет, имеют просадку, в среднем по 5-10 см, некоторые больше. Это значит, что везде нужно переделывать отвод канализационной трубы. Наша аварийная бригада почти каждую ночь выезжала, чтобы чистить канализацию – буквально с первого же дня, как мы стали обслуживать дома. Так продолжалось первые полгода. Проблема усугублялась еще и тем, что «Водоканал» не проводит генеральную прочистку канализационных сетей города, а это нужно делать раз в два-три года. Поэтому для того, чтобы облегчить себе работу, мы начали делать капитальный ремонт канализационных и водопроводных труб.

По словам Лукиянченко, с людей за эти мероприятия не взяли ни копейки. Предприниматель пришел со своей техникой, персоналом и капиталом, потому что понимал, что у них нет денег, а работать ему. И сейчас свыше 30 домов, находящихся под его управлением, свободно пользуются канализацией. Аварийную службу вызывают реже, в неделю 2-3 раза. Да и работает аварийка уже более цивилизованно: она располагает электротросами, генераторами, отбойниками.

– В ближайшее время у нас появится электромобиль, – не скрывает радости предприниматель. – Мы его приобрели в Китае, скоро он будет доставлен. То есть мы постепенно и планомерно улучшаем техническое оснащение, чтобы было на чём работать. Причём работать экономно, учитывая, сколько расходов идет на топливо, а с электромобилем таких затрат не будет.

Мы не могли не спросить Лукиянченко о том, как люди платят, ведь проблема с долгами за коммунальные услуги в Рени всегда стояла остро.

– Эта проблема и сейчас сохраняется, особенно учитывая тот факт, что в городе очень много убыточных домов, – ответил он. – Так, около 10% квартир в тех домах, которые мы обслуживаем, пустуют, и кто их хозяева, мы не знаем. Соответственно, с этих квартир мы не получаем никакой оплаты. А дом же обслуживать надо! И получается, что те жильцы, кто исправно платит, «тянут» за свой счет и таких неплательщиков. Кроме того, много неплательщиков и среди тех, кто никуда не уезжал и проживает на своей жилплощади. Очень хотелось бы, чтобы эти люди были ответственны и понимали, что те, кто платит, не могут за свой счет содержать весь дом.

Относительно же квартир с отсутствующими хозяевами мы обращались к городскому голове Игорю Плехову, поскольку в жилищно-коммунальной службе есть все данные: кто в какой квартире живёт, какие квартиры находятся на балансе горсовета и т.д. Для этого должно быть принято решение исполкома по выявлению квартир, в которых никто не проживает. Помимо упомянутых выше квартир, которые находятся на балансе горсовета, это может быть служебное, неприватизированное жилье.

Еще одна проблема – так называемые убыточные многоэтажки, к которым относятся дома с пустующими квартирами, а также старые двух- и трехэтажки. «Многие из них настолько обветшалые, что деньги, собираемые с жильцов, не окупают расходы на содержание и обслуживание, – сетует предприниматель. – Но, тем не менее, мы эти затраты несем».

Чтобы не завершать нашу беседу на минорной ноте, мы спросили о том, что делается в Рени для благоустройства многоэтажных домов.

– Первое и основное, что мы делали и делаем, хотя это не входит в наши обязанности – это капитальный ремонт канализационных и водопроводных труб, а также косметический ремонт подъездов, – ответил С.Г. Лукиянченко. – Среди основных проблем, которые мы тоже решаем, состояние подъездных окон: рамы гнилые, мы их реставрируем. Всё это обходится нам в немаленькие деньги, но всё же намного дешевле, чем стоила бы установка металлопластиковых окон. Откуда изыскиваем на это средства? Не из квартплаты, как ошибочно думают жильцы (она составляет сегодня в городе 2,50 грн за кв. м), а из средств, которые мы зарабатываем, оказывая людям услуги непосредственно в пределах их жилплощади: чистим в квартирах канализацию, устанавливаем унитазы, прокладываем трубы.