Сегодня, когда никто не может достоверно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, связанной с эпидемией COVID-19, а правила игры в бизнесе меняются быстрее, чем курсы валют в предыдущие кризисы, предпринимателям приходится пересматривать стратегию своих компаний, вносить изменения в их организационную структуру и искать все доступные возможности для того, чтобы удержать свой бизнес на плаву.

Каждый руководитель и владелец бизнеса сейчас задается двумя вопросами: «Что нужно делать в кризис для того, чтобы выжить? И чего точно не нужно делать?»

Бессарабский медиахолдинг попросил ответить на эти вопросы тех, кто сегодня не понаслышке знает о том, с какими трудностями приходится сталкиваться людям, занимающимся деятельностью, которую в учебниках по экономике характеризуют как «самостоятельную, инициативную, на свой страх и риск», измаильских предпринимателей.

Татьяна Куля, финансовый консультант

Кризис, вызванный карантином, отразился на многих предприятиях, но сильнее всего повлиял на малый бизнес. И дальнейшее существование напрямую зависят от решений, которые примет руководитель.

Для того чтобы удержать и обезопасить свой бизнес от фатальных потерь, я рекомендую:

Первое. Сократить затраты до минимально возможного уровня. Как я иногда говорю, «войти в жесткую экономию»

Второе. Сделать порядок в финансовой части бизнеса, проанализировать свою конкурентоспособность на рынке.

Третье. Если позволяет деятельность, гибко перестроить процессы на работу онлайн, установить демократичные цены. Такие манипуляции могут также послужить хорошей рекламой и привлечь большее количество клиентов.

Чего не делать?  Не портить отношения с партнерами, даже если ситуация и вынуждает вас к этому. Лучше честно сесть за стол переговоров и обсудить все нюансы.

И главный принцип, которым должен руководствоваться каждый бизнесмен: это иметь финансовую подушку, для того чтобы не испытывать свой бизнес в кризис. Потому что не знаешь, когда тебя может настигнуть еще один такой же карантин!

Елена Палий, идейный вдохновитель арт-студии SaharaSkazka

Что предпринимателям делать в период кризиса? Переформатировать работу, если это возможно. Проанализировать свои сильные/слабые стороны. Уйти в отпуск и наконец-то позволить себе действительно ничего не делать – очень помогает перезагрузить мозги. Снизить или, наоборот, повысить темп работы. На самом деле, мне сложно сказать что-то более конкретное – все зависит от сферы деятельности. Как художник я не прекращала свою работу, как педагог – перешла в онлайн, как и многие мои коллеги. Практически весь карантин мы делали творческие прямые эфиры в Инстаграме – все они были бесплатными, разумеется. Записали несколько видеокурсов и уроков. Учились у других, благо, в открытом доступе было огромное количество обучающего контента.

Чего делать не надо ни в коем случае, так это впадать в депрессию и отчаяние. И самая важная рекомендация – “Никогда не сдавайся”

Евгения Сербианова, владелица прачечной «Оп-Оп»

Постараться минимизировать расходы. Искать новые идеи, которые позволят привлечь больше клиентов, помогут позиционировать твой бизнес так, чтобы сформировать у людей потребность в твоих товарах и услугах.

Если есть такая возможность, вкладывать деньги в несколько направлений, либо расширить ассортимент услуг. То есть желательно иметь несколько источников дохода. В этом случае есть вероятность того, что если один вид бизнеса будет испытывать трудности, второй в это время позволит вам продержаться на плаву. Если же это большой бизнес, то оставить только то, что действительно приносит прибыль, что снова же позволит сократить расходы.

Ещё один вариант – поменять вид деятельности на тот, который востребован во время кризиса. Всем известный пример – перейти от традиционных форм продаж в интернет-формы.

И не паниковать! Любой кризис когда-нибудь заканчивается. Этот не исключение!

Ирина Голобородько, региональный менеджер страховой компании «Старлайф»

На вопрос, что поможет бизнесу выжить в кризис, каждый ищет ответ, учитывая особенности своего бизнеса. Мой бизнес основан на командной работе и контактах с клиентами, поэтому основной упор был сделан на повышение активности и переход в режим онлайн. Чтобы выжить, необходимо учиться! Мы работали удалённо, освоили новые интернет-возможности, конференции и презентации в Zoom. Это позволило не только сохранить бизнес, но и увеличить оборот. В целом прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 40%! Есть чем гордиться! Сегодня мы уверенно смотрим в будущее и точно знаем, что в кризис нельзя опускать руки! Категорически нельзя!

Александр Ноуров, руководитель ООО «Специалист-ІТ»

Кризис – не только сложности, но и открывающиеся возможности. В изменившихся обстоятельствах клиенты бизнеса вынуждены менять свои привычки, а предприниматели приёмы и способы ведения бизнеса.

Предпринимателям в этих условиях я бы посоветовал сосредоточиться на нескольких направлениях.

Классическое, актуальное для всех: ведите учет. А главное – думайте над тем, куда и на что вы тратите деньги и анализируйте, на чем вы их зарабатываете. Именно это позволяет вовремя увидеть возможности.

Для тех, чей бизнес — торговля, обратите внимание на торговые площадки в интернете. В нашем городе уже довольно много предпринимателей, которые успешно осваивают торговлю на интернет-площадках Instagram, Facebook, Prom, Rozetka и многих других. Также у нас есть грамотные специалисты, которые могут вас профессионально проконсультировать или стать вашими партнерами. Это даст вам возможность выйти за пределы локального, городского рынка, расширив его до размеров Украины или даже мира.

Для тех, чей бизнес услуги, также обратите внимание на возможности, которые нам дает интернет. Станьте ближе к своим постоянным и потенциальным клиентам. Сделайте себе сайт, странички в социальных сетях, прозрачную ценовую политику и сосредоточьтесь на качестве услуг.

А для тех, кто не готов меняться, у меня плохие новости.

Как видим, измаильские предприниматели не собираются сдаваться и, более того, готовы искать креативные решения тех проблем, о возможности возникновения которых несколько месяцев назад никто и догадываться не мог. А еще работать над качеством своих товаров и услуг и оперативно реагировать на запросы клиентов. И главное – они не теряют веру в себя.