Вчера, 12 мая, Еврокомиссия представила план мероприятий под названием «Solidarity Lanes», цель которого – помочь Украине с экспортом сельскохозяйственной продукцией. Об этом сообщает Бессарабия.UA со ссылкой на Порти України.
Несмотря на усилия Европейского Союза и его государств-членов облегчить пересечение границы между Украиной и ЕС, тысячи вагонов и грузовиков с украинской стороны ждут разрешения пересечь границу. Среднее время ожидания вагонов составляет 16 дней, а на некоторых границах — до 30 дней. Еще больше зерна все еще хранится на украинских элеваторах, готовых к экспорту.
Среди проблем — разная ширина пути: украинские вагоны несовместимы с большей частью железнодорожной сети ЕС, поэтому большинство грузов нужно перегружать на грузовики или вагоны, соответствующие стандартному пути ЕС. Этот процесс занимает много времени, а перегрузочных сооружений вдоль границ мало.
Чтобы преодолеть эти препятствия и создать «маршруты солидарности», Еврокомиссия вместе с государствами-членами и заинтересованными сторонами разрабатывает приоритетные меры в краткосрочной перспективе.
Первым приоритетом названы дополнительный грузовой подвижной состав, суда и грузовики. С этой целью комиссия призывает участников рынка ЕС срочно предоставить дополнительные транспортные средства. Чтобы согласовать спрос и предложение, и соответствующие контакты, комиссия создаст логистическую платформу для установления контактов и попросит государства-члены назначить специальные контактные пункты «Solidarity Lanes».
Другим приоритетом названа пропускная способность транспортных сетей и перегрузочных терминалов: экспортные поставки украинской сельскохозяйственной продукции должны быть приоритетными, а руководители инфраструктуры должны предоставить железнодорожные слоты для этого экспорта. Комиссия также призывает участников рынка срочно перебросить мобильные зернопогрузчики на соответствующие пограничные терминалы для ускорения перевалки. Соглашение об автомобильных перевозках с Украиной также должно устранить узкие места.
Кроме того, среди приоритетов – таможенные операции и другие проверки, и хранение продукции на территории ЕС. С этой целью комиссия призывает национальную власть проявлять максимальную гибкость и обеспечивать адекватное укомплектование персоналом для ускорения процедур в пунктах пересечения границы, оценить доступные складские мощности в ЕС и координировать свои действия с государствами-членами, чтобы помочь обеспечить больше мощностей для временного хранения украинского экспорта.
В среднесрочной перспективе для улучшения сообщения между ЕС и Украиной Еврокомиссия будет работать над увеличением пропускной способности инфраструктуры новых экспортных коридоров и созданием новых инфраструктурных связей в рамках реконструкции Украины.
«Следующий раунд конкурса «Connecting Europe Facility» (CEF) позволит поддержать проекты по улучшению транспортного сообщения с Украиной, в частности, для железнодорожного сообщения и железнодорожных терминалов. Комиссия сегодня приняла решение подписать с Украиной соглашение высокого уровня об обновлении карт Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) в рамках политики комиссии по расширению TEN-Т в соседние страны», — отмечается в пресс-релизе Еврокомиссии.
По словам европейского комиссара по вопросам транспорта Адины Велян, комплекс мер направлен на интеграцию инфраструктуры Украины и ЕС для вывоза за границу 20 млн тонн украинского зерна в течение ближайших трех месяцев.
По данным Еврокомиссии, в обычных условиях около 75% украинского зерна идет на экспорт, что позволяет генерировать около 20% от общего объема годовых экспортных поступлений. К началу войны через черноморские порты Украины перевозилось до 90% объема экспорта зерновых и масличных культур. Около трети экспорта приходилось на Европу, Китай и Африку.
Ранее исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли заявил, что война в Украине и блокирование украинских портов россией, развязавшей эту войну, угрожает экономическим коллапсом сельского хозяйства Украины – страны, кормящей 400 млн человек во всем мире.
Напомним, что до российского военного вторжения Украина ежемесячно экспортировала до 5 млн тонн сельхозсырья через порты Одессы и Николаева, однако сейчас из-за их морской блокады со стороны рф страна может ежемесячно перевозить около 500 тыс. тонн зерновых. Этот показатель можно увеличить до 2-3 млн тонн, нарастив пропускную способность железнодорожных и логистических переходов на границах со странами ЕС.
Подписывайтесь на наш канал в телеграм и читайте новости в удобное для вас время.