Как нам объявили, последние десятилетия мы живем в условиях рынка. Все это время такие понятия, как рыночные отношения, рыночные цены регулярно оглашают высокие кабинеты и информационные эфиры. Ими объясняется и оправдывается экономическая анемия государства и вседозволенность его правящей верхушки: мол, рынок – саморегулирующаяся система, и никто ему не указ.

На исходе третье десятилетие нашей независимости, а рыночной экономики в стране как не было, так и нет. Хуже того, исчезла даже та экономика, что была. Нет и рынка. Потому что рынок – это множественность предложений по каждой позиции спроса и возможность для потребителя выбирать между ними. При этом Украина добросовестно создала Антимонопольный комитет, выработала законодательную базу поддержки и защиты конкуренции, но, как обычно, все это осталось на бумаге и на жизни рядового гражданина никак не сказывается.

Но безнаказанно такое пренебрежение законами развития общества не проходит. Можно сказать, что тяжелейший тотальный кризис, поразивший Украину, происходит именно из этого политического и экономического волюнтаризма украинской власти, за который расплачивается, естественно, народ. У потребителя нет выбора. Вот тут бы местной власти встать на защиту гражданина, но та, кажется, только рада такому положению, и сама им пользуется. Измаил – яркий тому пример. Какую сферу ни возьми – везде свой монополист.

О междугороднем транспорте мы уже писали. Тут вездесущий «Автотранс» вытеснил других перевозчиков и теперь беспрепятственно поднимает цену на проезд до Одессы. Железная дорога деликатно устранилась с его пути; водное и воздушное сообщение, существовавшее в нашем регионе в дорыночные времена, давно свернуто. Так что автоперевозчик может беспрепятственно куражиться над пассажиром. Что он и делает вместе с коллегами по внутригородским перевозкам.

Тут у нас такая же безальтернативность. В городе нет другого общественного транспорта, кроме такси. Маршруты «маршруток» сильно отличаются по протяженности, загруженности и сложности, и обслуживаются они разными перевозчиками. Но цена у всех почему-то одна! Причем высокая. Вспомните, как пару месяцев назад в Харькове произошли чуть ли не массовые «заворушення» из-за того, что стоимость проезда в городском транспорте подняли до 6 гривен. К тому времени в Измаиле уже давно действовал 7-гривневый тариф, притом что самый популярный наш маршрут можно пройти пешком за час, сделав привал (если средства позволят) в одном из кафе на одном из проспектов.

Антимонопольный принцип не допускает повышения цены при отсутствии альтернативы. Если бы в городе действовал более демократичный транспорт (как, к примеру, в Одессе электрический, вообще бесплатный для пенсионеров), тогда каждый смог бы выбрать, что ему больше подходит по цене и по условиям. А у нас так: хочешь ехать – плати, сколько скажут. Льготные рейсы проблемы не решают. Достаточно проехать пару остановок в «пенсионном» автобусе, чтобы почувствовать себя свидетелем и объектом издевательства над почтенными людьми. А те, привыкшие к своему бесправию, и за это благодарны. А ведь когда на внутригородских и междугородних маршрутах появились маршрутки, ходили еще и обычные автобусы…

Мне скажут: вы еще вспомните городское коммунальное предприятие, оказывавшее услуги по захоронению. Конечно, не было такого сервиса, как в «Гранде», но и таких цен не было. Шутка ли: люди влезают в долги, берут кредиты, чтобы похоронить близкого человека! А выхода нет. Потому что нет выбора. Власть сама стала бизнес-монополистом и диктует свои условия. Никто не удивился, когда на одной из сессий горсовета прозвучало, что самые большие поступления в городской бюджет Измаила дала ритуальная служба. Немудрено с такой смертностью и такими расценками!

Муниципальные коммунальные предприятия в этом отношении недалеко ушли от частных. Тот же произвол в расчете на то, что у клиента нет выбора. Правда, соблюдается политес: с нами якобы заключают договора на обслуживание. Но условия определяет одна сторона, просто доводя их до сведения другой. Мы не можем не то что повлиять на стоимость, качество или содержание услуг, но даже отказаться от них. Наша семья предприняла попытку отключиться от системы централизованного теплоснабжения по причине отсутствия возможности платить за отопление. Безуспешно! От этого сервиса еще и не отобьешься. Нам навязывают услугу, которая нам не по нраву и не по средствам.

Так же, явочным порядком, в Измаиле вернули двухставочный тариф. Теперь мы платим за тепло круглый год, но не чувствуем никакого послабления в отопительный сезон, хотя нам преподнесли эту систему как своего рода рассрочку.

Не считаются с нами как с потребителями и в таком местном коммунальном предприятии, как «Жилсервис». Когда стоимость работ по обслуживанию домов и придомовых территорий решили увеличить сразу почти вдвое (а потом и еще больше), создали иллюзию общественных слушаний. Опубликовали такое разъяснение тарифа, в котором обычный человек не в состоянии разобраться. Дали на обсуждение в прессе(?!) такой срок, в который невозможно уложиться хотя бы с точки зрения газетной технологии, даже если бы народ бросился обсуждать предложение власти.     

Власти, заметьте, городской. А что говорить о крупных монополиях, которые глумятся над людьми в свое удовольствие и в свой карман?! Одни газовщики чего стоят! Наша семья добросовестно ежемесячно платит за газ по квартирному счетчику – и вдруг получаем сообщение о задолженности в размере 3,5 тысячи гривен. Придя разбираться в измаильскую газовую контору, я обнаружила там толпу таких же «должников». Оказывается, долг нам насчитал «Одессагаз», исходя из того, что вовремя – с 1-ое по 5-ое число каждого месяца – не были поданы данные о показаниях персонального газового счетчика. Но разве я не подаю их каждый месяц, когда оплачиваю потребленный газ по установленному тарифу?! Или это не считается? Значит, можно не платить, а только подавать сведения – и никаких долгов? Или платить все-таки нужно? Ведь долг – это деньги, а не показатели учета…  

Мало того, что поставщики газа, взимая с нас колоссальные деньги, заставляют нас же выполнять свою работу по учету топлива, — они просто идиотизируют ситуацию, ввергая человека в стресс. Люди в очереди так и говорили: нас специально кошмарят, чтобы мы ни о чем другом не могли думать. А ведь кто-то, имея материальную возможность и дорожа своим здоровьем, просто из чувства самосохранения погасит этот несуществующий долг. И как тогда будут называться эти деньги и эти действия газового монополиста?

По-хорошему надо бы подать на коммунальное газовое хозяйство в суд – пусть заплатит за нервы, за унижение людей, за свою неспособность хотя бы наладить учет потребления и оплаты газа! Но у нас нет на это ни денег, ни сил. Зато есть местная власть, которой мы дали большие полномочия для защиты наших интересов. Именно сейчас мы в этой защите остро нуждаемся. Пришло время мобилизовать на обустройство городской жизни не только дворников и плиточников, но и нанятых на работу за деньги налогоплательщиков юристов-экономистов и прочих специалистов. Вот и поборолись бы за городскую громаду, защитили бы граждан от тарифного диктата, от произвола монополистов!

Но власти – в том числе и местной – удобно наше зависимое, безвыходное положение. Однако выбор есть всегда. Уже потому, что есть выборы. И недавнее избрание Президента Украины это показало.