28 апреля в Украине вступили в силу новые правила финансового мониторинга в связи с вступлением в силу обновленного законодательства о противодействии отмыванию средств. В Национальном банке объяснили, что изменится для украинцев.

Мониторинг банков будет распространяться на операции по переводу денег: банк может запросить идентифицирующие документы или спросить о происхождении денег. В то же время, повышенные требования будут касаться только крупных сумм (свыше 400 тыс. грн, или $14,7 тыс) или наличных переводов (более 10 тыс. грн, или $370).

В Национальном банке считают, что новые правила не повлияют на большинство операций украинцев.

Обновленные правила финансового мониторинга предусматривают, что в случае наличного перевода денег на сумму более 10 тыс. грн через терминал банка, необходимо осуществить идентификацию лица, которое эти деньги переводит. Ее можно провести с помощью паспорта (терминалы должны оборудовать специальными устройствами, которые будут считывать чип на биометрическом паспорте) или платежной карточки.

При переводах с банковских счетов подтверждающих документов требовать не будут, поскольку владельцев банковских счетов уже идентифицированы банком. То есть для операций по переводу денег с карты на карту, например, с помощью интернет-банкинга, никаких изменений не будет.

«Если гражданин имеет эти средства на своем счете, то лучше осуществить безналичный платеж. Такие платежи осуществляются, как и раньше, без ограничений по сумме. Потому что владельцы банковских счетов уже идентифицированы и верифицированы банками, которые открывали им такие счета. Такой перевод просто и удобно можно осуществить удаленно с помощью дистанционных сервисов банка», — объясняют в Нацбанке.

Требования по идентификации не распространяются на ряд операций по переводу более 10 тыс. грн, в том числе на оплату коммунальных услуг — их НБУ будет считать низкорискованными, то есть риск того, что таким образом можно отмыть деньги — минимальный.

При осуществлении переводов крупных сумм денег — более 400 тыс. грн — банк может запросить у клиента объяснение о происхождении этих средств. Однако при осуществлении такой операции банки не будут автоматически блокировать счета клиентов.

«Только если речь идет о нетипичной операции, которая не соответствует финансовым возможностям клиента, тогда банк обратится за соответствующими пояснениями. Если клиент объяснит, что это, например, результат получения наследства, тогда банк осуществит операцию, и клиент сможет спокойно использовать эти средства», — пояснили в Нацбанке.